Кирилл Серебренников

Место рождения:

Ростов-на-Дону

Российский режиссер театра и кино

БИОГРАФИЯ

Будущий режиссер родился в Ростове-на-Дону. Его отец Семен Михайлович – врач-хирург, мать Ирина Александровна – учительница русского языка и литературы. Искусство окружало ребенка с детства, его дед Александр Иванович Литвин был режиссером-документалистом и одним из основателей киностудии "Молдова-фильм". Серебренников отмечает: "Я потомственный кинематографист, мой дедушка был простым украинским пастухом. Он закончил выпуск ВГИКа у Довженко и Эйзенштейна, потому что Советская власть отправила его в режиссеры. Эйзенштейна дед ненавидел, называл его "контрой", а Довженко любил за "народность".

Окончив физико-математическую школу Ростова-на-Дону с золотой медалью, Серебренников поступил на физический факультет Ростовского государственного университета. "Никакое актерское или режиссерское ПТУ не может научить человека заниматься искусством. Я бакалавр физики. Физфак РГУ, как и пятую математическую школу, закончил с отличием, но, когда вижу эти формулы, мне кажется, что я не мог этого написать", - признается режиссер.

РЕЖИССЕР

ПЕРВЫЕ РАБОТЫ

Первым режиссерским опытом Серебренникова стала постановка пьесы про Фридриха Энгельса, которую юноша написал в десятом классе и поставил в школе. Главным действующим лицом в спектакле была лионская ткачиха без рук. Сам Кирилл исполнил в спектакле роль немецкого политика.

Учась в институте, молодой человек начинает серьезно заниматься режиссурой. Вместе с группой единомышленников он посещает любительскую студию "69", где ставит спектакли и оттачивает свое мастерство.  

ТЕАТР

На профессиональную сцену Серебренников приходит в начале 90-х годов. В театре "Ангажемент" он ставит спектакли "Странные фантазии некой мисс Летиции Дуффе", "Федра", и "Любоффь!". С 1995 года режиссер начинает сотрудничать с Ростовским ТЮЗом. В репертуаре театра появляются спектакли "Сад Себастьяна", "Городок в табакерке", "Демон", "Я стою у ресторана", и "Женитьба".

В 1998 году режиссер переехал в Москву. Его первой постановкой в столице стал спектакль "Пластилин" на сцене  Центра драматургии Рощина и Казанцева, после которого о Серебренникове начинают говорить как о подающем надежды режиссере и большом мастере. Зрители, не привыкшие к театральным экспериментам, были шокированы постановкой, в которой со сцены громко звучали запретные темы и ненормативная лексика. В спектакле собралась блистательная команда: Марина Голуб, Владимир Панков, Виктория Толстоганова, Андрей Кузичев.  

Вскоре Олег Табаков пригласил Серебренникова в МХТ им. Чехова, где режиссер постоянно ставил спектакли с 2002 по 2013 гг. Репертуар театра пополнили спектакли "Мещане", "Изображая жертву", "Лес", "Господа Головлевы", "Человек-подушка", "Киже", "Трехгрошевая опера", "Зойкина квартира". Среди постановок Серебренникова в других театрах – "Сладкоголосая птица юности и "Голая пионерка" в "Современнике", "Околоноля" в Театре Табакова, "Мертвые души" и "Войцек" в Национальном театре Латвии.

На счету режиссера несколько оперных постановок. Он поставил оперу "Фальстаф" в Мариинском театре, "Золотого петушка" в Большом театре, и оперу "American Lulu" в берлинской "Komische Oper".  

В 2008 году Серебренников набрал в Школе-студии МХАТ экспериментальный актерско-режиссерский курс, на основе которого в 2012 году была создана театральная труппа "Седьмая студия". С молодыми актерами режиссер поставил спектакли "Герой нашего времени", "Отморозки", "Охота на Снарка", "Метаморфозы", "Сон в летнюю ночь". Актеры играли на площадке "Платформа" на "Винзаводе", пространство которого идеально подходило для театральных экспериментов и воплощения замыслов художника.

С августа 2012 года Серебренников – художественный руководитель "Гоголь-центра". Режиссер поставил спектакли "Идиоты" (пьеса В. Печейкина по мотивам фильма Ларса фон Триера), "Пробуждение весны" (по мюзиклу С. Сейтера и Д. Шейка на основе пьесы Ф. Ведекинда), "Мертвые души", "(М)ученик" по М. фон Майенбургу, "Обыкновенная история", "Кому на Руси жить хорошо", "Машина Мюллер" и "Кафка". Репертуарную политику своего театра Серебренников определяет так: "Я хочу строить репертуар этого театра таким образом, чтобы в нем были названия, которых нет ни у кого. Либо спектакли с популярными названиями, но с уникальным решением. Это возможно, если за дело берется режиссер-автор".

КИНО

В 1998 году Кирилл Серебренников снимает свою дебютную полнометражную картину "Раздетые". К тому моменту он становится известным театральным режиссером, зрители начинают активно следить за его творчеством.

В начале 2000-х годов режиссер снимает сериалы "Ростов-папа" и "Дневник убийцы". Следом за ними выходят  работы "Постельные сцены" и "Палата №6", но настоящий успех в кино приходит к режиссеру после картины "Изображая жертву". Серебренников перенес на экран пьесу братьев Пресняковых, поставленную на сцене МХТ в 2004 году. Главные роли в картине исполнили Юрий Чурсин, Виталий Хаев, Марина Голуб, Федор Добронравов, и другие актеры. Фильм был отмечен множеством престижных кинематографических наград, в числе которых главный приз Открытого российского кинофестиваля "Кинотавр" (2006).

В 2008 году состоялась премьера фильма "Юрьев день" с Ксенией Раппопорт в главной роли. Следующей работой режиссера стала новелла "Поцелуй креветки" в киноальманахе "Короткое замыкание".

В 2012 году режиссер снимает картину "Измена". В центре сюжета – история о мужчине и женщине, которые случайно узнают, что их супруги являются любовниками. Серебренников стал и соавтором сценария к фильму. Он признается, что на тему измены его натолкнула история из личного опыта. 

В мае 2016 года на Каннском кинофестивале состоялась мировая премьера картины Кирилла Серебренникова "Ученик". Режиссер, поставивший двумя годами ранее пьесу "Мученик" немецкого драматурга Мариуса фон Майербурга на сцене "Гоголь-центра", перенес ее на экран. Картина "Ученик", представленная на кинофестивале в программе "Особый взгляд", получила специальный приз имени Франсуа Шале.  

ИНТЕРЕСНЫЕ ФАКТЫ

  • Серебренников – последователь буддизма и вегетарианец
  • В 90-е годы снимал клипы для ростовской группы "Там! Нет Ничего"
  • Был телеведущим в проектах "Другое кино" на телеканале ТВ-3 и "Детали" на СТС
  • Является одним из устроителей фестиваля актуального искусства "Территория"

ИНТЕРВЬЮ

О творчестве

"Самое страшное - это если у тебя получится плохой фильм или спектакль, похожий на хороший. Страшно даже не то, что ты этого не поймешь. Страшно, что другим этого не видно".

Об отношении публики к его спектаклям

"У меня никогда не было задачи кого-то эпатировать. Просто мои спектакли немного другие, чем в традиционном русском театре".

О пессимистических спектаклях

"Все грустные мысли, которые есть по поводу мира и человека в нем, связаны с тем, что я людей как раз люблю, и мне хочется видеть их в другом качестве. А то качество, которое мы имеем сегодня, меня катастрофически не устраивает. Я очень хочу другого человека. Мне кажется, что это и есть главная задача искусства – помочь человеку измениться. Это трудно, но если стараться, то это возможно. Очень быстро его изменить в плохую сторону. И очень долго – в хорошую".

Об отличиях между кино и театром

"Когда ты начинаешь снимать кино, ты должен быть абсолютно подготовлен. Тебе нужно весь фильм держать в голове, придумать его от начала до конца. Когда ты делаешь спектакль, ты можешь вообще не знать, чем все закончится, и это ужасно интересно. Кино — это реализация твоей мечты, которая случилась год назад. В театре ты никогда не знаешь, чем все закончится".

О кино

"Я воспитан на таком кино, которое является авторским — не в том смысле, что оно нудное и непонятное, а в плане обязательного присутствия фигуры автора, будь то Хичкок, Спилберг, Скорсезе или Триер. Я за присутствие в кино персоналии, субъективности, демонстрации способности мыслить через эту художественную форму. Продюсерский подход это нивелирует, убирает субъективизм, старается все сделать максимально объективно. Абсолютно неважно, кто режиссер фильма "Трансформеры", но мне точно не хочется быть этим режиссером". 

По материалам сайтов gq.ru,colta.ru, interviewrussia.ru, rg.ru, novayagazeta.ru, inosmi.ru, mk.ru, vashdosug.ru, cinemotionlab.com, gogolcenter.com, vokrug.tv, esquire.ru, newizv.ru, kinopoisk.ru, snob.ru, watchrussia.com.

Награды и премии

  • 1999 - удостоен Национальной премии в области телевидения в номинации "режиссура" - "ТЭФИ";
  • 2005 - награжден призом международного фестиваля в Карловых Варах;
  • 2006 - фильм "Изображая жертву" получил:
    • Главный приз Открытого российского кинофестиваля "Кинотавр-2006",
    • Главный приз первого Римского международного кинофестиваля "Festa del Cinema".
  • 2012 - спектакль "Отморозки" получил российскую национальную театральную премию "Золотая маска" в номинации "лучший спектакль малой формы";
  • 2014 - спектакль "Мертвые души" - приз за режиссуру "Хрустальная Турандот";
  • 2016 - независимая премия Франсуа Шале на 69-м Каннском кинофестивале (фильм "Ученик")
  • 2016 - приз "За лучшую режиссуру" на кинофсестивале "Кинотавр" за фильм "Ученик".

Фильмография: Режиссер

  • Чайковский (в производстве) (2016)
  • Этюд (в производстве) (2016)
  • Озеро (в производстве) (2016)
  • Ученик (2016)
  • Измена (2012)
  • Поцелуй креветки (новелла в киноальманахе "Короткое замыкание") (2009)
  • Юрьев день (2008)
  • Изображая жертву (2006)
  • Рагин (2004)
  • Дневник убийцы (2002), сериал
  • Ростов-папа (2001), сериал
  • Раздетые (1998)
  • Ласточка (1998)
  • Тайные грозы (1998)

Фильмография: Сценарист

  • Ученик (2016) (с Мариусом фон Майенбургом)
  • Измена (2012) (с Натальей Назаровой)
  • Дневник убийцы (2002), сериал
  • Раздетые (1998)