Алиса Фрейндлих

Дата рождения:

Место рождения:

Ленинград (Санкт-Петербург)

Советская и российская актриса театра и кино, певица. Народная артистка СССР. Лауреат Государственной премии РСФСР имени К.С. Станиславского, трех Государственных премий Российской Федерации. 

Биография

Вся жизнь Алисы Бруновны посвящена искусству, она продолжила актерскую династию, и театральная фамилия Фрейндлих до сих пор является эталоном актерского мастерства.

Мать будущей актрисы, Ксения Федоровна Фрейндлих (в девичестве Федорова), в молодости проживала в Пскове, принимала участие в художественной самодеятельности. Вскоре она переехала в Ленинград, где на драматических курсах Театра рабочей молодежи познакомилась с актером немецкого происхождения Бруно Фрейндлихом. Его матерью была немка Шарлотта Фридриховна (урожденная Зейтц), отцом — Артур Иванович Фрейндлих. И Зейтцы, и Фрейндлихи окончательно переехали в Россию еще в XVIII веке.

Алиса Бруновна вспоминает: "Я родилась в доме на Исакиевской площади. Из окон нашей квартиры был хорошо виден собор, а в пяти минутах ходьбы от дома стоял знаменитый Медный всадник и открывался захватывающий душу своей какой-то сверхкрасотой вид на Неву. Очарование моего города с детства вошло в душу и околдовало на всю дальнейшую жизнь..."

Как признавалась позже сама актриса, ее мама хотела, чтобы дочь носила другое имя — Наташа. На Алисе настояли отец и бабушка, заявившие, что Наталья Бруновна Фрейндлих — странная каша.

Перед самой войной родители Алисы расстались. Бруно Фрейндлих с театром уехал в Ташкент. Алиса с мамой остались в Ленинграде, пережили блокаду. Ксения Федоровна бросила театр, работала бухгалтером. А в декабре 1945 года она переехала вместе с дочерью к родственникам в Таллин. Здесь Алиса училась c третьего по пятый класс русской школы.

"В младших классах я училась хорошо, даже отличницей была, но по мере возникновения в моей жизни физики, химии и прочей математики я превратилась в среднюю ученицу, троечницу. Все технические науки для меня темный лес", - рассказывает Алиса Бруновна.

Вернувшись в Ленинград, Алиса попала в школьный театральный кружок, руководителем которого была Мария Призван-Соколова — именитая советская артистка. Марии Александровне девочка сразу же понравилась, она увидела в ней звезду. Все свободное время Алиса проводила у своей преподавательницы, которая и обучила ее азам актерского мастерства.

Окончив школу в 1953 году, девушка подала документы в Ленинградский театральный институт имени А. Н. Островского и была принята на курс Бориса Зона. Выдающийся педагог воспитал таких прославленных мастеров сцены, как Зинаиду Шарко, Павла Кадочникова, Николая Трофимова.

За время обучения Алиса Фрейндлих удостоилась множества благодарностей и наград, в том числе и грамоты за образцовую учебу.

Перед самым выпуском Борис Зон подарил Алисе Бруновне свое фото, написав на обороте: "Милая Алиса! Вы не смеете оставить втуне ни одну из Ваших склонностей: играть, читать, петь, танцевать. Только в таком случае Вы всюду поспеете и будете счастливы". Он же подписал характеристику, выданную актрисе, подытожив, что Фрейндлих рекомендована на ведущую работу в драматических театрах областного и республиканского значения.

Театр

Дипломный спектакль "Мораль пани Дульской", в котором Алиса Фрейндлих сыграла главную роль, помог ей попасть в труппу Ленинградского драматического театра имени В. Ф. Комиссаржевской.

Театр имени Комиссаржевской: 1957—1961

Самой первой работой актрисы на профессиональной сцене была роль четырнадцатилетнего подростка Гоги в постановке "Человек с портфелем" по одноименной пьесе Алексея Файко. До Алисы Бруновны эту же роль в Театре Революции исполняла Мария Бабанова. По сценарию мальчик постоянно говорил на французском языке, а Фрейндлих его совершенно не знала, в связи с чем ей пришлось разучивать нужные фразы. Примечательно, что на роль Гоги ее "благословила" сама Бабанова, с которой она столкнулась в фойе театра.

После перевоплощения в мальчика, как говорила сама актриса, была "просто целая цепь разных Оль, Маш, Вер, в общем, целая стайка девочек, довольно досадно похожих друг на друга".

Позже Алиса Бруновна отмечала: "О работе в театре имени Комиссаржевской я вспоминаю с большим удовольствием. Я прошла там хорошую школу, очень хорошую. Я там не была премьершей. Там блистала превосходная актриса Эмма Попова. А мне доставались лишь те роли, от которых отказалась Попова (или, как говорят в театре, которые упали со стола Поповой). Я рыдала и переживала страшно, что мне не удалось сыграть Дороти в "Пятой колонне" Хемингуэя…".

Театр имени Ленсовета: 1961—1983

Работа в Театре имени Ленсовета оказалась наиболее плодотворной в жизни Алисы Фрейндлих, а ее саму даже называли "первой леди театра". Среди  репертуара актрисы были: Селия Пичем из "Трехгрошовой оперы" Брехта, Джульетта Капулетти из "Ромео и Джульетты" Шекспира, Катерина Ивановна из "Преступления и наказания" Достоевского.

В 1966 году, когда главный режиссер и художественный руководитель Игорь Владимиров ставил "Трехгрошовую оперу", он рассматривал на роль юной Полли именно Фрейндлих, точно подходящую по возрасту. Невзирая на это, артистка сыграла старую мисс Селию Пичем, говорившую хриплым надорванным голосом.

Отдельно выделяется и Малыш из спектакля "Малыш и Карлсон", на постановку которого с одинаковым удовольствием шли и взрослые, и дети. Фрейндлих говорила, что эта роль была сыграна ею на одном дыхании, и до сих пор она считает ее наиболее симпатичной в своей театральной карьере.

Актриса прослужила в Ленсовете ровно двадцать два сезона. И помог ей состояться в творческом плане, по утверждению Алисы Бруновны, именно Игорь Владимиров. Специально для нее восстановил пьесу Арбузова "Таня" и поставил "Варшавскую мелодию" Зорина.

БДТ: 1983 — настоящее время

С 1983 года Алиса Фрейндлих является одной из ведущих актрис Большого драматического театра имени Г. А. Товстоногова.

Дебют Алисы Бруновны на сцене БДТ состоялся в спектакле "Киноповесть с одним антрактом" по пьесе Александра Володина "Блондинка". Художественный руководитель театра Георгий Товстоногов долго не мог найти в своей труппе "кипуче-деятельную блондинку" и в конце концов предложил главную роль Фрейндлих.

Одна из крупных и запоминающихся работ актрисы — леди Мильфорд в "Коварстве и любви" Шиллера, при создании которого она впервые встретилась с режиссером Темуром Чхеидзе.

Кроме того, были у Фрейндлих сразу три роли в мюзикле Саймона "Последний пылкий влюбленный" и Настя в пьесе Максима Горького "На дне".

На сцене этого театра произошло несколько примечательных событий в жизни Алисы Фрейндлих: она исполнила свою давнюю мечту, сыграв леди Макбет в спектакле по одноименной пьесе Уильяма Шекспира, и объединилась со старым другом Олегом Басилашвили и дочерью Варварой Владимировой в нескольких постановках, в том числе "Лето одного года", "Уроки танго и любви", "Дядюшкин сон" и "Калифорнийская сюита".

До сих пор актриса мечтает о роли булгаковской Маргариты, однако понимает, что возраст уже не тот. Жалеет она и о том, что слишком мало играла в постановках по Достоевскому, который является одним из ее любимых авторов.

Участвует в спектаклях:

Основная сцена БДТ: "Дядюшкин сон" Ф. Достоевского (Москалева Марья Александровна),"Лето одного года" по пьесе Э. Томпсона "На Золотом озере" (Этель Тэйер), "Война и мир Толстого" по мотивам романа Л. Толстого "Война и мир"  (Наталья Ильинична, сотрудник музея).

Вторая сцена БДТ (Каменноостровский театр): "Алиса" А. Могучего, С. Носова, С. Щагиной (Алиса).

Кинематограф

Будучи студенткой, Алиса Фрейндлих дебютировала в кино, сыграв эпизодические роли в "Неоконченной повести" и драме "Таланты и поклонники".

В 60-е годы актрису на главные роли почти не приглашали: школьница в "Бессмертной песни", буфетчица в "Полосатом рейсе", Эллочка-Людоедка в фильме "12 стульев". Исключением была трагикомедия "Похождения зубного врача".

Первой большой работой артистки стала главная роль Анны Семеновны Капитоновой в киноальманахе по рассказам Чехова "Семейное счастье". Затем были: Катарина в фильме-спектакле Игоря Владимирова "Укрощение строптивой", жена Командора в мелодраме Евгения Хринюка "Анна и Командор", баронесса де Шампеньи в музыкальной комедии Леонида Квинихидзе "Соломенная шляпка" и Анна Александровна Вырубова в исторической картине Элема Климова "Агония".

"Служебный роман"

Переломным для Алисы Бруновны стал 1976 год. Она была приглашена Эльдаром Рязановым на роль Людмилы Прокофьевны Калугиной (Мымры) в комедийную мелодраму "Служебный роман", вышедшем на экраны в 1977 году. Актриса рассказывает, что заинтересовалась этой ролью, поскольку ей была интересна метаморфоза, которая происходит с ее героиней. По ходу фильма она превращается из строгой некрасивой начальницы в очаровательную жизнерадостную женщину.

Создавая облик своей героини в первой части фильма, Фрейндлих перебрала всю гардеробную "Мосфильма", чтобы найти подходящий кримпленовый костюм 52-го размера. Походку артистка, по ее собственному признанию, взяла из жизни: "Благо начальственных теток, которые так ходили, было навалом, особо и изобретать не пришлось".

Дуэт Алисы Фрейндлих с Андреем Мягковым в этой картине оказался просто бесподобен. Трогательные и смешные, они сразу завоевали сердца зрителей. После выхода фильма актриса получила множество писем, в которых женщины писали: "После вашего фильма мы сразу отправились в парикмахерскую, сделали себе такую же прическу, сшили себе такое же платье и вообще привели себя в порядок".

Образ Людмилы Калугиной принес Фрейндлих всесоюзную популярность и славу. За эту роль она была признана лучшей актрисой года по версии журнала "Советский экран".

В 1978 году артистка вместе со своим мужем Игорем Владимировым снялась в мелодраме "Старомодная комедия" по одноименной пьесе Арбузова. Это история знакомства двух немолодых людей - кассирши цирка и главного врача санатория.

А следующий год пополнился еще двумя замечательными работами. В фантастической притче Андрея Тарковского "Сталкер" Алиса Фрейндлих сыграла жену главного героя. Вот как оценивает эту небольшую роль актриса Лия Ахеджакова: "Там есть мощное спрятанное страдание. Там судьба".

Другой работой стала роль королевы Анны в приключенческом фильме Георгия Юнгвальд-Хилькевича "Д’Артаньян и три мушкетера" по роману Александра Дюма. "Я никогда не видела живую королеву, разве что по телевизору или в прессе. Мы с режиссером хотели сделать абсолютно земную женщину, мимо которой ничто не прошло – ни любовь, ни ревность, ни страх, ни торжество победы. Ей свойственны все эмоции и все слабости человеческие. Да королева! Но за внешней этической сеткой скрывается живой человек, испытывающий те же чувства, что и любой другой", - так охарактеризовала свой персонаж сама Алиса Бруновна.

Алиса Фрейндлих снималась в разноплановых картинах, при этом чувствуя себя везде легко и органично. И все же основными жанрами оставались драма и мелодрама: "Опасный возраст", "Клетка для канареек", "Прости", "Успех", "Будни и праздники Серафимы Глюкиной".

Легкая, непринужденная манеры игры актрисы нередко сопрягалась с тонкой комедийностью. Особенно это проявлялось в фильмах Эльдара Рязанова, работать с которым ей очень нравилось. После успеха "Служебного романа", она с удовольствием приняла его приглашение на роль Хариты Игнатьевны Огудаловой в фильм "Жестокий романс" по пьесе Островского "Бесприданница". Рязанову удалось показать, что Огудалова - это просто несчастная женщина, рано овдовевшая, не имеющая средств к существованию, и у нее своя внутренняя драма. Именно такой и сыграла ее Фрейндлих.

Затем Алису Бруновны пригласили сняться в продолжении "мушкетеров" - "Мушкетеры двадцать лет спустя" и "Тайна королевы Анны". Однако эти фильмы не имели столь шумного успеха, как первая картина.

Зато большой удачей актрисы стала роль писательницы Ирины Дмитриевны в драме Валерия Тодоровского "Подмосковные вечера". Она принесла Алисе Фрейндлих первую статуэтку премии "Ника" за лучшую женскую роль второго плана.

В 2001 году Фрейндлих сыграла главную роль в сериале "Женская логика". Ее героиня, неугомонная пенсионерка Ольга Петровна Туманова, влюбленная в детективы, в силу обстоятельств начинает расследование убийства и доводит его до конца, несмотря на скептицизм окружающих. Фильм имел успех у зрителей, и вскоре вышли вторая и третья части.

В картине по одноименной повести Дины Рубиной "На Верхней Масловке" партнером актрисы на съемочной площадке стал молодой артист Евгений Миронов. Персонаж Алисы Фрейндлих — 87-летняя скульптор Анна Борисовна, доживающая свою жизнь в старой мастерской. Алиса Бруновна стала лауреатом второй премии "Ника" за лучшую женскую роль.

В 2008 году вышла биографическая лента "Полторы комнаты, или Сентиментальное путешествие на родину". Фрейндлих досталась необычная роль — мать поэта Иосифа Бродского. По признанию самой актрисы, с Бродским она знакома не была, но очень любит его стихи.

В 2014 году Алиса Фрейндлих сыграла одну из главных ролей в мелодраме "Линия Марты". Картина рассказывала историю письма с извинениями, который еще в блокадном Ленинграде маленький мальчик написал девочке. Уже в современном Санкт-Петербурге главные герои пытаются его доставить адресату.

"Большой"

Одна из последних работ Алисы Бруновны - в драме Валерия Тодоровского "Большой". Большой театр не впервые становится съемочной площадкой. Но впервые на исторической сцене этого легендарного театра был снят фильм, о котором даже профессиональные танцовщики говорят: "Так все здесь и происходит, это настоящий балет". В мировом кинематографе можно вспомнить считаные картины на сюжеты, связанные с балетом. В отечественном кино их почти не было, в постсоветской России не снято ни одной. Новый фильм Тодоровского фактически открывает мир балета для киноэкрана.

История восхождения юной провинциалки Юли Ольшанской на балетный олимп начинается в провинциальном шахтерском городке: ее, танцующую на улице, замечает бывший артист балета Потоцкий (Александр Домогаров). Когда-то он и сам подавал большие надежды, а теперь не может пройти мимо уникального дарования и прочит девочке будущее великой балерины, достойной главной сцены страны.

Алиса Фрейндлих, сыгравшая преподавательницу Юли, вспоминает: "За время, прошедшее с нашей первой работы - "Подмосковных вечеров" (1994), имя Тодоровского ознаменовалось таким количеством замечательных фильмов, что даже если бы я была в полубессознательном состоянии, я бы, наверное, отбросила все болезни и занятости и побежала бы…

Мне понравилась история. И понравилась роль. Тетка моя (Белецкая) жесткая, острая - это всегда интересно. Кроме того, балет - давняя моя страсть. Я балетоманка, бегала в детстве в Мариинский театр… Валерий Петрович говорил, что в Белецкой нужна дисциплинарно очень жесткая женщина, которая может себе позволить и стукнуть, и ущипнуть… Она должна быть железная, когда она учит. И должна иметь достаточно добра и понимания, чтобы испытывать сострадание к ученице.

Достоевский по этому поводу говорил: "Что такое душа человеческая? Это постоянная борьба бога с дьяволом". Ну, стало быть, добра со злом. Вот на этом скрещении противоположностей мне и хотелось сделать характер".

Знаменитая актриса продолжает сниматься в кино и играть в родном театре. Фильмы с ее участием входят в "золотой фонд" отечественного кинематографа.

Вокал

Стоит также отметить исключительную музыкальность Алисы Бруновны. Она начала петь на экране еще в картине "Служебный роман". "У природы нет плохой погоды" и "Моей душе покоя нет" сразу же стали хитами. Затем были песни в фильмах "Старомодная комедия" и "Д'Артаньян и три мушкетера". Впоследствии они часто исполнялись по радио и на телевидении.

Личная жизнь

Алиса Фрейндлих впервые вышла замуж в 1956 году за своего однокурсника Владимира Карасева. Брак продержался недолго — уже после выпуска из института пара разошлась. 

Вторым мужем актрисы был театральный режиссер и актер Игорь Владимиров. Алиса Бруновна рассказывает: "Игорь Петрович был старше меня на шестнадцать лет, и я стала его третьей женой. Когда мы встретились, я была абсолютно белым листом во всех житейских отношениях. Как актриса-то уже сформирована, много играла, будь я незаметным пятнышком, он меня не позвал бы в театр. Он был большой умница, с потрясающим чувством юмора. Мне было интересно — я жадно, как губка, впитывала все, что он знал, умел, мог, чем был богат. И я не боялась выходить за него замуж, потому что мне все в нем было интересно, мне было чему у него поучиться".

13 марта 1968 года у них родилась дочь Варвара. Девочка росла в актерской семье и с самого детства понимала, что будет актрисой. Она окончила Ленинградский государственный институт театра, музыки и кинематографии, снялась в нескольких полнометражных фильмах, играет в БДТ.

Семейная жизнь Алисы Фрейндлих и Игоря Владимирова не сложилась, и в начале 80-х они разошлись. Как раз тогда у актрисы возник роман с молодым актером Театра имени Ленсовета по имени Юрий Соловей, который стал ее третьим мужем. (Разница в возрасте между ними была 15 лет - столько же разделяло ее с Владимировым.) Юрий Соловей нигде до этого не учился, в театр попал случайно, но, по словам актрисы, был очень талантливый артист и художник, настоящий самоучка.

Третий брак Алисы Бруновны просуществовал недолго. Вот как она объясняет причину развода: "Так как Юрий ничего не оканчивал, то у него была масса проблем, хотя он очень одаренный человек. И вот то обстоятельство, что у меня всегда было все в порядке, а у него всегда не в порядке, очень действовало на наши отношения. Когда мы поняли, что стрессов больше, чем в состоянии выдержать организм, мы очень дружно разошлись...".

О своих бывших мужьях актриса вспоминает с теплотой: "У меня были талантливые, необыкновенно интересные мужья: Игорь Владимиров и Юрий Соловей". Одинокой Фрейндлих себя не считает, ведь у нее есть дочь и любимые внуки.

Интересные факты

  • Алису Фрейндлих обожают коллеги по сцене и съемочной площадке. Михаил Боярский называет ее своим учителем. А Мария Лаврова, дочь близкого друга Фрейндлих Кирилла Лаврова, признается, что Алиса Бруновна напоминает ей французскую актрису Анни Жирардо. 
  • Артистка любит готовить выпечку и сладкую пищу.
  • В отличие от своей героини в "Служебном романе", которая была совершенно равнодушна к грибам, актриса постоянно выбирается в лес, чтобы насобирать целую корзину.

Интервью

О театре:

"Театр для меня — это как будто продолжение детства. Потому что мне кажется, что сценическая игра — это прежде всего такая равная детству вера в предлагаемые обстоятельства. Потому что никто так не верит в игру и в обстоятельства, которые сам себе задает, как дети. Ведь нет сценического воплощения без сценического воображения. А воображение у детей такое, каким мало кто из взрослых может похвалиться".

Народный артист РФ Георгий Штиль об актрисе:

"Алиса Фрейндлих, без­условно, – одна из самых выдающихся актрис России. И на редкость честный, порядочный, интеллигентный человек, каких сейчас мало. При этом она не только уникальная актриса, но и гениальная мать. Она воспитала замечательную дочь, мы с Варей вместе работали, и это действительно чудесный человек – лучше не бывает. А что такое Алиса Бруновна на сцене – страна знает и без меня. Она работает честно и красиво. Даже роль второго плана играет, как главную. Зритель это чувствует и высоко ее ценит. И когда в афише стоит имя Алисы Фрейндлих, зал всегда полон, где бы мы ни выступали. Она и через много лет будет моложе всех нас, сколько бы ей там ни исполнилось".

Призы и награды

  • Государственная премия РСФСР им. К. С. Станиславского — за театральную работу (1976).
  • Государственная премия Российской Федерации в области литературы и искусства 1995 года (1996) — за выдающееся исполнение ролей классического репертуара.
  • Государственная премия Российской Федерации в области литературы и искусства 2000 года (2001) — за спектакль Российского государственного академического Большого драматического театра имени Г. А. Товстоногова "Аркадия" по пьесе Т. Стоппарда.
  • Государственная премия Российской Федерации 2007 года (2008).
  • Орден "За заслуги перед Отечеством" III степени (5 февраля 2009).
  • Орден "За заслуги перед Отечеством" IV степени (13 февраля 2004).
  • Орден Трудового Красного Знамени (1986).
  • Орден Дружбы (17 декабря 1994).
  • Премия "Ника", за лучшую женскую роль второго плана (фильм "Подмосковные вечера", реж. Валерий Тодоровский, 1994).
  • Почётный гражданин Санкт-Петербурга (2001).
  • Премия "Ника", за лучшую женскую роль (фильм "На Верхней Масловке", реж. Константин Худяков, 2005)
  • Театральная премия "Золотая Маска" в номинации лучшая драматическая актриса ("Оскар и Розовая Дама", театр им. Ленсовета, 2006).
  • Международная общественная премия "За Веру и Верность" фонда Св. Андрея Первозванного - за яркий талант и верность лучшим традициям русского драматического искусства (13 декабря 2008).
  • Специальный приз "За честь и достоинство" Кинопремии "Ника-2015".

По материалам Википедии и сайтов: alisa-freindlih.ru, bdt.spb.ru, kino-teatr.ru, naturalclub.ru, fb.ru, bestactor.ru, lifeactor.ru, peoples.ru, 24smi.org, fb.ru, uznayvse.ru.

Фильмография: Актриса

  • Большой (2017)  
  • Линия Марты (2014), сериал
  • Бульварное Кольцо (2013), сериал 
  • Дядюшкин сон (2011), фильм-спектакль
  • Марево (2010)
  • Дикое счастье (2010)
  • Васильевский остров (2009)
  • Возвращение мушкетеров (2009)
  • Полторы комнаты или сентиментальное путешествие на Родину (2008)
  • Калифорнийская сюита (2007), фильм-спектакль
  • Женская логика - 5 (2006)
  • На Верхней Масловке (2004)
  • Женская логика - 4 (2004)
  • Женская логика - 3 (2004)
  • Женская логика - 2 (2002)
  • Женская логика (2002)
  • Исповедь незнакомцу (1994)
  • Охота (1994)
  • Подмосковные вечера (1994)
  • Тайна королевы Анны, или Мушкетеры тридцать лет спустя (1993)
  • Мушкетеры, двадцать лет спустя (1992)
  • Будни и праздники Серафимы Глюкиной (1988)
  • Прости (1986)
  • Тайна снежной королевы (1986)
  • Простая смерть (1985)
  • Вместе с Дунаевским (1984)
  • Жестокий романс (1984)
  • Успех (1984)
  • Клетка для канареек (1983)
  • Опасный возраст (1981)
  • Два голоса (1981)
  • Три года (1980)
  • Сергей Иванович уходит на пенсию (1980)
  • Сталкер (1979)
  • Старомодная комедия (1979)
  • Д`Артаньян и три мушкетера (1978)
  • Служебный роман (1977)
  • Всегда со мною (1976)
  • Принцесса на горошине (1976)
  • Соломенная шляпка (1974)
  • Агония (1974)
  • Анна и командор (1974)
  • Исполняющий обязанности (1973)
  • Мелодии Верийского квартала (1973)
  • Моя жизнь (1972)
  • Вчера, сегодня и всегда (1971)
  • Тайна железной двери (1970)
  • Вальс (1969)
  • Семейное счастье (1969)
  • Любить (1968)
  • 12 стульев (1966)
  • Первый посетитель (1965)
  • Похождения зубного врача (1965)
  • Фро (1964)
  • Полосатый рейс (1961)
  • Повесть о молодоженах (1959)
  • Город зажигает огни (1958)
  • Неоконченная повесть (1955)
УЧАСТИЕ В ДОКУМЕНТАЛЬНЫХ ФИЛЬМАХ:
  • Алиса Фрейндлих. Нет объяснения у чуда (2014)
  • Другой Андрей Мягков (2013)
  • Вадим Фиссон. Человек с неограниченными возможностями (2013)
  • Андрей Петров. Гений музыки для всех (2010)
  • Неизвестная версия | Невідома версія (Украина, 2008-2009)
  • Свет в павильоне (2007)
  • Ледовый плен Тамары Москвиной (2007)
  • Больше, чем любовь (2006)
  • В моей душе запечатлен... (2005)
  • Чтобы помнили (1997-2002)
  • Андрей (1991)
  • Жить, думать, чувствовать, любить... (1988)
  • Геннадий Гладков (1988)
  • Я помню чудное мгновенье (1980)
  • Алиса Фрейндлих (1979)
  • Любите ли вы театр? (1977)
  • Алиса Фрейндлих. Избранное (1973)
  • Любимая роль (1971)
  • В ответ на ваше письмо (1963)