Артем Васильев

Российский композитор

Биография

Артем Васильев родился в Казахстане. В 1980 году семья будущего композитора переехала в Москву.

Занятия музыкой Артем начал в возрасте 12 лет под руководством Григория Ивановича Шатковского. В 1995 году с отличием окончил теоретическое отделение музыкального училища им.Гнесиных, где учился композиции у профессора Юрия Воронцова и электроакустической музыке у Алексея Киселева. В этом же году поступил в Московскую Государственную Консерваторию имени П.И.Чайковского на факультет композиции и продолжил занятия в классе профессора Воронцова.

В 1995 году музыкант прошел стажировку по электроакустической музыке в Институте экспериментальной музыки во французском Бурже, а в 1997-м - в электронной студии Венгерского радио в Будапеште. В 1999-м стажировался на отделении электроакустической музыки в Бирмингемском университете.

В 2000 году Артем Васильев с отличием окончил композиторское отделение Московской Консерватории и продолжил обучение в ее аспирантуре. С 1997 по 2000 год преподавал основы электронной музыки и музыкальную информатику в училище им. Гнесиных. С 1998 по 2001 год стал педагогом там же, в Российской академии им. Гнесиных, но на отделении звукорежиссуры. В 2000-м участвовал в создании курса электронной композиции в Московской Консерватории.

В 2001-м музыкант был принят в Союз Композиторов России, а также награжден грантом президента России по рекомендации гильдии композиторов при Союзе Кинематографистов. Тогда же стал стипендиатом Королевской Музыкальной Академии в Лондоне, где с отличием окончил курс MMus Composition, получив звание Master of Music, а также по программе PHD (Doctor of Philosophy in Composition) в классе профессора Брайана Илаеса.

С 2005 года Артем Васильев работает преподавателем музыкальных технологий в Королевской Музыкальной Академии. Среди сочинений композитора есть работы как для традиционных акустических инструментов (камерная и симфоническая музыка), так и электроакустическая музыка. Две пьесы "Пути" и "Жесты" получили призовые места на 23-м и 25-м международных конкурсах электроакустической музыки во французском Бурже.

По возвращении из Лондона в Москву в 2010 году Артем Васильев совмещал творческую деятельность с работой в компании YAMAHA Music Russia до 2016 и на канале Общественное Телевидение России.

Сочинения композитора исполнялись на концертах современной музыки в Московской консерватории, на фестивалях "Московская осень", "Возвращение", "Московский Форум", a также на фестивалях современной музыки в Европе и США, были выпущены на CD компаниями BMG, Black Box Music, Quartz Music, Electroshock Records, Preiser Records.

В мае 2005-го в Peacock Theatre West End в Лондоне состоялась премьера балета "Кентервильское привидение" по заказу The London Children’s Ballet Company, в мае 2007-го и апреле 2013-го в этом же театре с успехом прошел второй балет "Таинственный Сад", написанный для этой компании.

В декабре 2016-го в Екатеринбургском государственном академическом театре оперы и балета состоялась премьера балета "Снежная королева" в постановке Вячеслава Самодурова.

Совместно со студией Игоря Матвиенко в 2013-2014 годах композитор участвовал в создании музыки к церемониям открытия и закрытия Зимних олимпийских игр в Сочи.

В 2018-м на экраны выходит исторический сериал "Годунов", музыку для которого написал Артем Васильев. Актерский состав картины по-настоящему "звездный": Сергей Безруков, Андрей Мерзликин, Светлана Ходченкова, Анна Михалкова, Сергей Маковецкий, Виктор Сухоруков, Кирилл Зайцев. Историческую сагу о семье Годуновых, которая охватывает большой период, со времени правления Ивана Грозного до восшествия на престол Михаила Романова снял кинорежиссер Сергей Андрианов.

Сочинения

  • Пути для электроники (1996)
  • Жесты для кларнета и магнитофонной ленты (1997)
  • Трио для виолончели, баяна и ударных (1998)
  • Пять пьес для фортепиано соло (1998)
  • Пять пьес для скрипки и фортепиано (1998)
  • Game Over для гобоя, скрипки и фортепиано (1998)
  • MODES для электровиолончели и живой электроники (1998)
  • Story 1 для скрипки и электроники (2000)
  • Vivere memento для оркестра (2000)
  • В золотой клетке для альта и фортепиано (2001) 
  • Konzertique для гобоя, струнного оркестра и фонограммы (2001)
  • Cadenza для струнного оркестра (2001)
  • Из песни для хора a capella (2002)
  • Z-Time для камерного ансамбля (2002)
  • Poles apart для электроакустики (2002)
  • Иллюзии и проекции для камерного ансамбля (2003)
  • Spiral Dive для камерного ансамбля (2003)
  • Stanza для органа и валторн (2005)
  • Концертный дуэт для альта и виолончели (2005)
  • Кентервильское привидение, балет, по ОУайльду, пост Дейвида Филдинга (2005)
  • Три этюда для фортепиано (2006)
  • Лезгинка для контрабаса соло (2006)
  • Perpetual lamentations для фортепианного квинтета (2006)
  • Диптих для блок-флейты соло (2006)
  • Valere Iubere для блок-флейты и струнного оркестра (2006)
  • Con rimpianto для виолончели, камерного ансамбля и электроники (2007)
  • Neatham Mill Rhapsody для струнного трио (2007)
  • Таинственный Сад, балет в 2-х актах, либретто Lucille Briance, хореография Christine Sundt (2007)
  • 10 простых ответов для 10 тромбонов (2008)
  • А кто здесь кукла Who’s the puppet для аккордеона (2008)
  • Прелюдия и постлюдия для струнного квартета (2009)
  • Чарли и Мария, балет в 2-х актах, либретто Арт Уиллер (2010)
  • Вологодские кружева для симфонического оркестра и фонограммы (2011)
  • Подражание Joby Talbot для гобоя, скрипки и фортепиано (2014)
  • Снежная королева, балет, по Г.Х.Андерсену, либретто и пост Вячеслав Самодуров (2016)

Призы и награды

  • Премия "Золотой орел" за лучшую музыку к фильму - фильм "Экипаж" - 2017
  • Номинация на премию "Золотой орел" Национальной Академии Кинематографических Искусств и Наук России за музыку к фильму "Воин" - 2015
  • Номинация на премию "Золотой орел" Национальной Академии Кинематографических Искусств и Наук России за музыку к фильму "Weekend" - 2014
  • Международный фестиваль исторического кино "Угра" - Приз за лучшую музыку в фильме - "Тайна темной комнаты" - 2014
  • Международный фестиваль кинематографических дебютов "Дух огня" - Приз за лучшую музыку в фильме российской конкурсной программы - "Тайна темной комнаты" - 2014
  • Приз Фонда Артура Блисса - 2006
  • Приз Мортимер 2006 - Объединение "Друзья Лондонской Королевской Академии Музыки" - 2006 
  • Приз Мортимер 2005 - Объединение "Друзья Лондонской Королевской Академии Музыки" - 2005
  • Приз Пуллен - Лондонская Королевская Академия Музыки - 2002
  • Приз Моско Карнер - Лондонская Королевская Академия Музыки - 2001
  • Приз фонда ансамбля Синфониетта Кёльн и концертного агентства Беккер - 2000
  • Первая премия в номинации in Residence, 25 Конкурс Электроакустической Музыки г. Бурж, Франция - 1998
  • Почетная премия в номинации in Residence, 24 Конкурс Электроакустической Музыки г. Бурж, Франция - 1997
  • Первая премия в номинации in Residence, 23 Конкурс Электроакустической Музыки г. Бурж, Франция - 1996

Вступление в профессиональные организации

  • Правление гильдии композиторов в Союзе Кинематографистов России - 2015
  • Союз Кинематографистов России - 2014
  • Российское Авторское Общество - 2012
  • Mechanical Copyright Protection Society MCPS - 2005
  • Performance Rights Society PRS - 2002
  • Society For Promoting New Music SPNM - 2002
  • British Academy of Composers and Songwriters - 2002
  • Союз Композиторов России, Союз Композиторов Москвы - 2001
  • Российская Ассоциация Электроакустической Музыки, Международная Ассоциация Электроакустической Музыки ICEM, UNESCO - 1995

Педагогическая деятельность и работа в смежных областях

  • Музыкальный продюсер - Телеканал "Общественное Телевидение России" c 2013 по настоящее время
  • Руководитель проектов, отдел профессионального оборудования - YAMAHA Music LLC Russia с 2011 по 2016
  • Старший преподаватель по классу креативных технологий - Королевская Академия Музыки Лондон 2008-2010
  • Аранжировщик, специалист по оркестровому программированию - издательство Schott Music, компания Artemis Music Лондон 2007-2010
  • Преподаватель инструментоведения, оркестровки и компьютерной нотации - Королевская Академия Музыки Лондон 2006-2010
  • Оркестровщик музыки к кинофильмам - компании Manners McDade, Air-Edel, Revolution Films Лондон 2006-2010
  • Музыкальный редактор, специалист по компьютерному нотному набору - издательства Schott Music и Chester Music Ltd Лондон 2005-2010
  • Преподаватель по классу креативных технологий - Королевская Академия Музыки Лондон 2006-2008
  • Ассистент-преподаватель по классу музыкальных технологий ­- Королевская Академия Музыки Лондон 2005-2006
  • Научный ассистент в лаборатории креативных технологий - Королевская Академия Музыки Лондон 2003-2006
  • Ассистент-преподаватель по классу инструментоведения, оркестровки и компьютерной нотации - Королевская Академия Музыки Лондон 2002-2006
  • Частная преподавательская деятельность по предметам композиция, музыкальные технологии, теория музыки, импровизация, оркестровка, сольфеджио Лондон 2001-2006
  • Приглашенный лектор по классу композиции - Langley Park School for Boys Beckenham, Kent, Великобритания 2003
  • Разработчик курса электронной композиции - Московская Государственная Консерватория им. Чайковского 2001
  • Преподаватель курса "Музыкальные программы" - отделение звукорежиссуры Российской Академии Музыки им. Гнесиных Москва 1998-2001
  • Преподаватель курса "Аранжировка" - Московская школа диджеев при Российской Академии Музыки им. Гнесиных Москва 1999-2000
  • Ассистент-преподаватель композиции - отделение педагогической практики, Московская Государственная Консерватория им. Чайковского 1998-2000
  • Преподаватель музыкальной информатики и компьютерной музыки - Государственное Музыкальное Училище им. Гнесиных Москва 1997-2000
  • Частная преподавательская деятельность по предметам композиция, музыкальные технологии, теория музыки, импровизация, оркестровка, сольфеджио Москва 1993-2001
  • Ассистент-преподаватель экспериментального курса импровизации и творческого развития - отделение педагогической практики, Российская Академия Музыки им. Гнесиных Москва 1993-1996
  • Ассистент-преподаватель курса истории музыки - отделение педагогической практики, Государственное Музыкальное Училище им. Гнесиных Москва 1993-1995
  • Ассистент-преподаватель курса сольфеджио - отделение педагогической практики, Государственное Музыкальное Училище им. Гнесиных Москва 1993-1994
  • Ассистент-преподаватель курса фортепиано - отделение педагогической практики, Государственное Музыкальное Училище им. Гнесиных Москва 1992-1994

Интервью

Что такое саунд-трек

"Саундтрек - это некая совокупность оригинально написанной музыки и песен. Например, к фильму "Воин" музыкальный продюсер подобрал 11 песен. Там звучала очень разная музыка известных групп, например Дельфина, “Мумий Тролля", "Сплина". И были эпизоды, для которых я писал оригинальную музыку. Станислав Сергеевич Говорухин, с которым мне довелось работать, говорит, что для него вся мелодическая яркость должна быть сконцентрирована в песнях. В этом смысле его картина "Вертикаль" 1967 года с песнями Владимира Высоцкого и музыкой Софьи Губайдулиной была взглядом в будущее. Этот принцип работы Говорухина оказался пророческим, сейчас распространен именно такой подход. Вся яркость, выразительность - песням, а тонкая эмоциональность - специально написанной музыке."

Что такое саунд-дизайн

"Мы получили колоссальные средства, которые расширили выразительные возможности. Музыка, которую мы можем делать сегодня посредством синтезаторов, звуковых компьютеров, шумовые эффекты, стала сливаться с искусством саунд-дизайна, а это совершенно отдельная область. Саунд-дизайн - это взрывы, шумы, которые составляют свою самостоятельную партитуру. Кстати, это особенно заметно в фильме "Экипаж", потому что сцены катастроф очень насыщены разными взрывами, тресками. Тем более, новая технология Dolby Atmos, использованная в картине, позволяет сделать это на 100 каналов. С другой стороны, киномузыка в целом поддается влиянию звуковых эффектов. В исторической драме "Викинг", над которой мы работали с композитором и продюсером Игорем Матвиенко, у автора фильма была идея создавать музыку из шумов: звонов подков, скрипа седла и т.д."

О настоящем

"Мы с коллегами из Гильдии композиторов Союза кинематографистов сейчас объединились и хотим вернуть звучание живого оркестра в кино. Потому что нельзя заменить звучанием электронного робота живой инструмент. Ведь общее впечатление складывается из энергетики каждого живого исполнителя. Иногда продюсеры в рамках небольшого бюджета довольствуются компьютерными фонограммами, которые имитируют оркестр. И фильмы, конечно, многое теряют. Если ограничен бюджет, то я тогда работаю средствами электронной музыки как таковой."

По материалам kino-teatr.ru, wikipedia.org, artemvassiliev.com.

Фильмография. Композитор