Наталья Коляканова

Дата рождения:

Место рождения:

г. Оренбург

Биография

Заслуженная артистка России Наталья Коляканова известна  зрителям по многочисленным ролям на театральной сцене и на экранах. Ее карьера началась в 1978 году после окончания Иркутского театрального училища. Молодая актриса поступила в драматический театр им. Н.П. Охлопкова. Одной из первых ее ролей была Ирина в "Трех сестрах". Но работа в местном театре не совсем удовлетворяли ее желания. Поэтому Наталья переехала в Москву и поступила на заочное отделение ГИТИСа на актерско-режиссерский курс к Марку Захарову. Правда, уже после первой сессии Захаров передал курс знаменитому театральному режиссеру Анатолию Васильеву.

Театр

Еще студенткой ГИТИСа, Наталья стала работать в театре "Школа драматического искусства" под руководством своего учителя. Вскоре она становится ведущей актрисой этого театра. За одиннадцать лет службы она сыграла множество различных ролей: и Настасью Филипповну, и Лебядкину, и Чайку, и Раневскую, и донну Анну.

"В театре я уверена, что существую, - говорит актриса. - Архив Школы драматического искусства состоит из видеокассет с записями спектаклей, и чуть ли не в каждом есть моя роль. Может быть, это "для вечности", для будущего… Васильев так и говорит: "Ты прокладываешь рельсы, а кто-то по ним едет". Тех, кто прокладывает, не видно. Я уже смирилась с тем, что мое назначение - прокладывать эти рельсы".

В 1993 году Наталья получила диплом режиссера драмы. Она принимала участие в международных проектах театра "Школа драматического искусства": "Я - Чайка" по А. Чехову (Италия), "Vis-a-vis" по Достоевскому (Берлин-92), "Каждый по-своему" (Рим-93), "Илиада" Гомера (Япония-97). Наталья Коляканова ставила пьесы в Германии и Италии, проводила мастер-классы.

Театр Васильева Коляканова покинула в 1998 году. Актриса признается, что все эти годы театр был ее самой большой страстью: "…я могла играть спектакль со страшнейшей пневмонией. С ужаснейшей температурой! Я так играла и жила каждый день. У меня вообще уже никакого здоровья играть не было. А я все играла, играла и играла".

В 1999 году Наталья Коляканова сыграла роль Дали-Галы в антрепризном спектакле Юрия Грымова "Дали".

В 2001 году в "Театре наций" Коляканова исполнила роль Аркадиной в спектакле "Опыт освоения пьесы "Чайка" системой Станиславского" режиссера Андрея Жолдака.

Кино

Дебют в кино для Натальи Колякановой оказался несколько неожиданным. В 1983 году в Иркутске актрису увидел поэт и кинорежиссер Евгений Евтушенко.

"В спектакле "Воспоминание" была немыслимая по тем временам сцена, - рассказывает Наталья, - где я прямо перед зрителями снимала юбку и кофту, оставалась в комбинации и под записанную на пленку испанскую гитару звала своего любимого за занавесочку. Все это под бурные аплодисменты. А Евтушенко занимался в это время фильмом "Детский сад", почему и оказался в родных краях. После спектакля ко мне подошел и сказал: "Знаете, в фильме все роли распределены, мы уже снимаем, но я бы хотел и вас поснимать, может хоть в массовке". Я, конечно, пришла, в сцене свадьбы что-то там притоптывала, приплясывала, пела частушку. Хорошо запомнила момент, когда поняла: то, что делаю, фиксируется пленкой; сделанное не уходит в песок, а остается, и смотреть это можно будет бесконечно. И эту магию кино я ощутила всем существом".

Однако настоящий дебют в кино состоялся много лет позже - в 1990 году. Именно театр привел актрису в кино. Она вспоминает: "Когда мы играли "Шесть персонажей в поисках автора" Пиранделло, я ходила по зрительному залу и присаживалась на колени мужчинам, заигрывала с ними. Во всех странах, куда приезжали, обязательно подсаживалась к какому-нибудь мэру, каким-то нюхом его вычисляла, и весь зал ахал. Так меня потянуло и к Лунгину, а его притягивают страстные натуры, он любит говорить: играй так, будто шампанское открыли".

Павел Лунгин предложил актрисе роль в своей картине "Такси-блюз". Коляканова удачно вписалась в колоритную подборку странноватых московских лиц. Ее беспрестанно хохочущая продавщица Кристина была подобна шальной стремительной искре.

"Я не была к кино так привязана. Я в кино играла для радости! Когда снималась у Лунгина и в "Такси-блюз", и в "Свадьбе" - помню только ощущение легкости и радости! Радость именно от этой непривязанности к кинематографу". Позднее актриса снялась еще в трех фильмах Лунгина: "Олигарх", "Бедные родственники" и "Дама пик".

В том же году Наталья Коляканова сыграла в сложной по стилистике и содержанию драме Олега Морозова и Андреаса Шмидта "Ленинград. Ноябрь", а также у уже знакомого Евгения Евтушенко в его ретро-драме "Похороны Сталина", где сыграла мать Жени.

На актрису тут же обратили внимание, о ней заговорили, отмечая ее необыкновенную манеру игры. Но для самой Натальи Колякановой главным приоритетом в жизни оставался все же театр. 

В 90-е годы она снялась лишь в нескольких фильмах, но все эти роли были сделаны с высоким профессионализмом, отличающим опытную театральную актрису. Такой, например, была ее роль сорокалетней Али в картине Александра Сухочева по сценарию Ренаты Литвиновой "Принципиальный и жалостливый взгляд". Наталья Коляканова идеально воплотила сосредоточенность героини на себе, бестелесность ее существования, ее пустеющую жизнь.

При этом актриса очень органично смотрелась не только в сложных психологических картинах, но и в комедиях ("Новый Одеон") или в мелодрамах ("Прорва", где она сыграла томную нежную балерину). Прекрасное комедийное дарование актриса продемонстрировала в лирической комедии "Слушатель", сыграв жену Федулова.

Личная жизнь

О личной жизни актрисы Натальи Колякановой известно немного. Она была замужем за врачом. В 1979 году в семье родился сын Даниил. Сейчас он уже довольно популярный актер. Людвиг из фильма "Ландыш серебристый", Алик из сериала "За все тебя благодарю", соратник батьки Федор Щусь из многосерийной картины "Девять жизней Нестора Махно", Максим в сериале "Сваты" - все это он, актер Даниил Белых.

Наталья признается, что с мужем разошлись рано. Сын очень много времени проводил у бабушки. "Когда у меня были гастроли, я отвозила сына к ней в Оренбург. Бабушка внука обожала. Она работала, поэтому водила его в детский сад. А вечером они ходили купаться на Урал", - вспоминает актриса.

Сейчас она считает, что главная ее ошибка заключалась в том, что мало уделяла внимания своей семье. "Все мои мысли и желания были направлены на театр".

Звания и награды

  • Заслуженная артистка России (1997)
  • Приз "Кинотавра" за лучшую женскую роль ("Принципиальный и жалостливый взгляд") (1996)
  • Номинация на премию "Ника" За лучшую женскую роль ("Принципиальный и жалостливый взгляд") (1996).
  • Приз за исполнение роли второго плана (фильм "Случайная связь") на V Чебоксарском международном кинофестивале (2012)
  • Диплом за лучшую женскую роль ("Все ушли") на II Севастопольском международном кинофестивале (2012)

По материалам сайтов: wikipedia.org, kino-teatr.ru,Tele.ru, kinopoisk.ru, vokrug.tv, 7 Дней, Uznayvse.ru, Собеседник.ru, Ok-magazine.ru, РИА Новости.

Фильмография: Актриса

  • Дама пик (2016)
  • Роман с кокаином  (2012)
  • Все ушли (2012)
  • Время для двоих (2011)
  • Случайная связь  (2011)
  • Мишень  (2010)
  • Отдамся в хорошие руки (2008)
  • 2-Асса-2 (2008)
  • Смерть шпионам! (2007)
  • Игра в Шиндай (2006)
  • 9 месяцев  (2006)
  • Доктор Живаго  (2005)
  • Вдвоём (2005)
  • Бедные родственники (2005)
  • Формула (2004)
  • Строптивая мишень (2004)
  • Слушатель (2004)
  • Постельные сцены(2003)
  • Театральный роман (2002)
  • Олигарх (2002)
  • Дневник камикадзе  (2002)
  • Свадьба (2000)
  • Москва (2000)
  • Принципиальный и жалостливый взгляд (1995)
  • То, что важнее всего  (1992)
  • Прорва  (1992)
  • Новый Одеон (1992)
  • Некрасивая (1992)
  • Анна Карамазофф (1991)
  • Такси-блюз (1990)
  • Похороны Сталина (1990)
  • Ленинград. Ноябрь (1990)
  • Детский сад  (1983)