Александр Новиков

Дата рождения:

Место рождения:

Ленинград (Санкт-Петербург)

Российский актер театра и кино. Заслуженный артист России.

"Я считаю чувство юмора - высшим проявлением актерского таланта".

Биография

Александр Новиков родился и вырос в семье питерской интеллигенции. Родители с ранних лет всесторонне развивали мальчика, в частности, прививали сыну любовь к театру. "Сам я впервые столкнулся с искусством Мельпомены в возрасте трех лет, - вспоминает актер. - Именно тогда мама решила, что пора познакомить меня с постановкой под названием "Неизвестный с хвостом" в Большом театре кукол".

В школьные годы мальчика отдали обучаться музыке, он неплохо пел и играл на барабане. Саша экстерном окончил музыкальную школу по классу ударных инструментов, но продолжать обучение дальше не захотел. Он мечтал стать актером, что совершенно не входило в планы его семьи.

Когда Александр объявил родителям о решении поступать в театральный, на него обрушился шквал негодования: "Трагедия была, до рукопашной дело доходило. Мне ж было уготовано совершенно другое. Папа был врачом, гинекологом. И семья имела на меня кардинально противоположные виды: что-то близкое к этой чудесной профессии. А тут вдруг - театральный институт. Это то же самое, как если бы я заявил, что завтра в космос улетаю. Как в водевиле, последовала классическая немая сцена, затем все ушли, потом стали принимать меры. Но я оказался упрямее и своих позиций не сдавал. Хотя не могу похвастаться непримиримой хваткой по всем другим жизненным вопросам, но тут выдержал все битвы".

Так, отвоевав право на самоопределение, юноша успешно сдал экзамены в Ленинградский государственный институт театра, музыки и кинематографии (ныне Академия театрального искусства) и попал на курс известного советского актера и режиссера Игоря Владимирова.

Уже на вступительных экзаменах между педагогом и учеником возник творческий контакт и взаимная симпатия. В одном из интервью актер рассказал: "Игорь Петрович на поступлении не дал мне читать, я успел только сказать свое имя и название басни, как он начал хохотать. Наверное, я ему показался смешным. Он набирал нас внимательным и любящим глазом, мне кажется, уже тогда зная, кто останется у него в театре".

Театр

В 1990 году, окончив ЛГИТМиК, актер был принят в труппу театра им. Ленсовета, которым руководил его любимый учитель. Позже Александр поделился: "Для меня решающим фактором поступления в театр Ленсовета было даже не то, что я играл на этих подмостках еще в студенчестве, а личность мастера, его художественная политика, его человеческие и творческие принципы, его энергетика.

Мне посчастливилось играть в нескольких спектаклях Владимирова: "Игроки", "День рождения кота Леопольда", "Крошка", "Двери хлопают". В "Карлсоне" он доверил мне роль Карлсона после Равиковича и Филатова".

Театр стал родным домом для актера. На его подмостках он сыграл более четырех десятков ролей, примеряя на себя не только разнохарактерные человеческие образы, но и животных и сказочных персонажей.

О своих героях артист рассказывает: "Анализируя галерею созданных мною образов, я, к огромному своему изумлению, обнаружил, что сыграл огромное количество персонажей о четырех лапах, усах и хвосте. Среди животных, образы которых были созданы, наряду с традиционными собакой и котом, значатся также лев и енот, что было уж совсем не просто. В этой же компании оказались два юноши с непростыми судьбами - принц Клаус и вор Рулле, а также два малоизученных субъекта - Атаманша из "Снежной королевы" и Карлсон".

В 2009 году актер исполнил роль Ивана Васильевича Ломова в пьесе Андрея Прикотенко "Чеховъ. Водевиль". Автор придумал сценическую историю по коротким пьесам ("Предложение", "Юбилей" и "О вреде табака") выдающегося драматурга Антона Павловича Чехова.

Артист о спектакле: "Это история одного разочарования. История человека, который в достаточно зрелом возрасте (ему в "Предложении" 35 лет) решил через женитьбу уйти от одиночества, выстроить себе счастливую жизнь.

Мой герой к финалу спектакля, к сцене-монологу "О вреде табака", представляет собой распад человеческой личности: 33 года жизни в браке, семеро детей, нелюбимая постаревшая жена-мегера…"

Пьеса имела оглушительный успех и принесла актеру приз имени Игоря Ильинского "За лучшую мужскую роль" IV Всероссийского фестиваля "Русская комедия" в Ростове-на-Дону.

Время от времени Александр Новиков пробует себя на подмостках других театров Санкт-Петербурга, но при этом остается верен родному Ленсовету. "Мне сложно быть объективным, и если я скажу, что очень люблю его, то ничего не скажу, - подчеркивает актер. - Так сложилось исторически, что это театр бульварный. Подтверждением тому является спектакль Пази "Фредерик, или Бульвар преступлений": материал абсолютно попал в свою труппу, грубо говоря, сыгравшую историю про себя. Наш театр общедоступный, общепонятный, разговаривающий весьма простым театральным языком".

Театральные работы:

Театр им. Ленсовета:

"Завтра была война" Бориса Васильева - Вовик Храмов
"Снежная королева" Евгения Шварца - Принц Клаус, Атаманша
"Западня" - Сын Греты
"Двери хлопают" Мишеля Фермо - Жорж
"Трубадур и его друзья" по пьесе Василия Ливанова и Юрия Энтина - Пёс
"Таланты и поклонники" А.Н. Островского - Мигаев
"Крошка" Жана Летраза - Жак  
"День рождения кота Леопольда" Аркадия Хайта - Кот Леопольд
"Игроки" Н.В. Гоголя - Глов-младший
"Лицо" Ингмара Бергмана - Симсон  
"Подсвечник" А. де Мюссе - Гений сада  
"Братец Кролик на Диком Западе" Э. Гайдая - Братец Енот  
"На бойком месте" А.Н. Островского - Непутевый  
"Дама-призрак" - Дон Луис
"Банан" - 2-й мужчина
"Мнимый больной" Ж.-Б. Мольера - Клеант
"Кабаре" Д. Кэндера, Ф. Эбба - Господин Шульц
"Варвары" М. Горького - Головастиков
"Приглашение в замок" Ж. Ануя - Роменвиль
"Испанская баллада" Л. Фейхтвангера, Г. Стрелкова, М. Белой - Родриго  
"Фредерик, или Бульвар преступлений" Э.-Э. Шмитта - Му де Звон, драматург  
"Маленькая девочка" Н. Берберова - Патрикеев  
"Кровать для троих" М. Павича - Снглф  
"Владимирская площадь" Ф.М. Достоевского - Миллер  
"На всякого мудреца довольно простоты" А.Н. Островского - Нил Федосеич Мамаев  
"Смешные деньги" Р. Куни - Генри Перкинс  
"Малыш и Карлсон, который живет на крыше" А. Линдгрен - Карлсон  
"Night and Day" Б. Срблянович - Милан, сын Игнятовича  
"Добрый человек из Сычуани" Б. Брехта - Второй Бог  
"Мавр" У. Шекспира - Яго  
"Ревизор" Н.В. Гоголя - Артемий Филиппович Земляника, попечитель богоугодных заведений  
"Заповедник" С. Довлатова, В. Сенина - Митрофанов  
"ЧеховЪ. Водевиль" А.П. Чехова - Иван Васильевич Ломов  
"С Рождеством, мистер Россман!" Б. Срблянович - Первое Всевозможное Удобство  
"Казимир и Каролина" Эдена фон Хорвата - Шюрцингер  
"Лес" А.Н. Островского - Аркадий Счастливцев, актер, Уар Кирилыч Бодаев  
"Макбет. Кино" У. Шекспира - Убийца, Сын, Пианист  
"Тень дерева" Екатерины Нарши - Нелюбимый человек  
"Дон Кихот" М. Булгакова - Санчо Панса  
"Город. Женитьба. Гоголь." Н.В. Гоголя - Жевакин  

Другие театры:

"Паника. Мужчины на грани нервного срыва" - Лео (ФМД-Театр)
"Сказки с акцентом" - Маркиз Джулио Антикватти (ФМД-Театр)
"В переводе Гоголя" - Маркиз Джулио Антикватти (ФМД-Театр)
"Левша" - Царь (Театр Музыкальной комедии)
"Любовь - не картошка" - Виктор (Театр "Дом")

Кинематограф

В кино актер дебютировал в 1990 году в роли Белоглазова в исторической драме Виталия Мельникова "Царская охота" по мотивам одноименной пьесы Леонида Зорина. Снялся в таких разножанровых фильмах, как: детектив "Воспоминания о Шерлоке Холмсе" и приключенческий фильм "Тимур и его коммандос" режиссера Игоря Масленникова; экранизация популярной сказки Леонида Филатова "Про Федота-стрельца"; историческая драма "Фаворит" Алексея Карелина; мистический триллер "Лабиринты разума" Виктора Гончара; мелодрама "Питерские каникулы" Олега Газе и другие.

Однако больше всего актеру нравится сниматься в комедиях. Среди самых ярких работ в этом жанре: Непьющий жених в фильме Юрия Мамина "Горько!"; Второй новый русский в ленте о героях анекдотов "Вовочка" Андрея Максимкова; сразу две роли, Учитель и Бандит, в картине о двойниках "Чисто по жизни" Владимира Зайкина; Соколов в "Подлинной истории поручика Ржевского" Андрея Максимкова.

Зритель знаком с Александром Новиковым по таким популярным сериалам, как: "Улицы разбитых фонарей-4", "Гаишники", "Агент особого назначения-3", "ППС-2", "Один день, одна ночь" и другие.

"Тайны следствия"

Широкую известность актеру принесла роль оперуполномоченного Феди Курочкина в детективе Ильи Макарова "Тайны следствия" по роману Елены Топильской "Танцы с ментами".

Артист делится своими впечатлениями от работы в проекте и партнерах по съемкам: "Конкретно к этому сериалу отношусь с почтением. Автор сценария Елена Топильская долгое время работала следователем по особо важным делам, поэтому в сценарии есть некое обаяние сопричастия. В нем импонирует петербургское отсутствие пафосности, он строгий, немножко холодный, но это и есть его особенность.

По романам Топильской снимались только первые сезоны "Тайн", довольно давно уже работает группа сценаристов, но все мы - костяк актерской группы - не остыли к съемкам этого проекта. Потому что душой сериала была и остается Анна Ковальчук, изумительная актриса нашей труппы. Мы с ней во многих спектаклях играли дуэтные роли - и брата с сестрой, и влюбленных, и мужа с женой. Работать с ней - удовольствие, у Ани отличное чувство юмора, развита самоирония".

За долгие годы существования сериала зрители стали невольно отождествлять Александра Новикова с его героем, однако сам актер здесь не видит особого сходства: "Все-таки Федя Курочкин - не мое второе "я". Но съемки в "Тайнах следствия" длились много лет и продолжаются, это большой кусок, значительная часть моей жизни. И я к этой работе нежно, тепло, очень серьезно отношусь".

Фильмография актера уже насчитывает более пятидесяти фильмов. Он продолжает сниматься в новом сезоне "Тайн следствия" и параллельно играет на сцене театра им. Ленсовета.

Интересный факт

Актер является поклонником оперетты.

Интервью

О театре

"Я безумно люблю простодушный театр и простодушных героев, например, обманутых мольеровских простаков, о которых мечтаю. Я ненавижу непонятный театр. Я считаю высшим проявлением режиссерского дара способность выстроить простую и понятную историю, сделав это легко и обязательно с юмором".

"Я ненавижу театр, в котором не играют на сцене, и навсегда предан театру, где слезы, страсти, гнев, отчаяние и прочие чудесные вещи являются результатом мастерской актерской игры, ибо театр - это такое странное место, где подлинная эмоция может быть невероятно фальшивой, а сыгранная - верхом изящества и правды".

"Я думаю, что театр сегодня должен остановиться, внимательно посмотреть, куда движутся кино и прочие виды искусства, запомнить это направление и уверенно отправиться в абсолютно противоположную сторону, не боясь прекратить любые попытки догнать нашу чудесную жизнь, попытки соответствовать ей".

"Я преклоняюсь перед теми артистами, которые скидывают маску, а там еще одна маска, и еще одна, и под последней маской все равно оказывается маска. Все в театре должно быть придуманное и ненастоящее, только тогда он будет настоящим".

"Я едва ли способен получить в театре от чего-нибудь большую радость, чем от партнерства с прекрасной актрисой. Пусть простят меня мои партнеры-мужчины, но для меня всегда настроенческим центром спектакля была актриса".

"В партнерах ценю только одно - юмор. Человек, способный меня рассмешить, в том числе на сцене, - всегда объект моего обожания и преклонения. Считаю чувство юмора - высшим проявлением актерского таланта".

О профессии

"Есть такой парадокс: отсутствие ролей делает артиста в собственных глазах гением. И лишь востребованность — единственное, что позволяет артисту реально себя оценивать".

"Артист должен уметь играть то, что ему дают, оставаясь свободным внутри этой несвободы, и твоя личная проблема, чтобы тебе это нравилось и радовало".

"Я ненавижу "серьез", у меня на него аллергия. Люблю быть рядом с ролью, а не внутри нее. Я не люблю, когда артист так вживается в роль, что ему шепнешь: "Эй, люстра падает", а он не слышит, стоит мокрый весь от напряжения, жилы натянулись на шее - он в образе. А потом лежит три часа, встать не может после спектакля. Вообще, отсутствие видимого старания артиста на сцене — признак аристократизма".

Об актерских приметах

"Среди коллег есть примета: если листы с ролью упали, на каждом нужно посидеть, иначе роль не случится. Я, как человек рассеянный, роняю листы постоянно и ленюсь верить в эту примету. Даже если что-то не заладилось в спектакле, энергия близких людей способна покрыть самые невероятные огрехи. Поэтому в хорошую компанию на сцене я верю больше, чем в приметы".

По материалам Википедии, сайтов: kino-teatr.ru, ruskino.ru, vokrug.tv, peoples.ru, rusakters.ru, actors.spb.ru, lensov-theatre.spb.ru, actors-spb.narod.ru, d-pils.lv, spb.aif.ru, ptj.spb.ru, news.sib.ru, rg.ru

Звания и награды:

  • Приз имени Игоря Ильинского "За лучшую мужскую роль" IV Всероссийского фестиваля "Русская комедия" в Ростове-на-Дону (спектакль "Чеховъ. Водевиль")
  • Заслуженный артист России (2008)
  • Лауреат премии "Золотой софит" в номинации "Лучший актерский ансамбль" за роль Жевакина в спектакле "Город. Женитьба. Гоголь." вместе с Сергеем Мигицко и Евгением Филатовым (2015)

Фильмография: Актер

  • Тайны следствия-16 (2016), сериал
  • Тайны следствия-15 (2015), сериал   
  • Один день, одна ночь (2015)  
  • Тайны следствия-14 (2014), сериал  
  • Тайны следствия-13 (2013), сериал  
  • ППС-2 (2013), сериал   
  • Тайны следствия-12 (2012), сериал   
  • Тайны следствия-11 (2012), сериал   
  • Агент особого назначения-3 (2012), сериал   
  • Тайны следствия-10 (2011), сериал   
  • Государственная защита-2 (2011), сериал   
  • Агент особого назначения-2 (2011), сериал   
  • Тайны следствия-9 (2010), сериал   
  • Лиговка (2010), сериал   
  • Гаишники (2010), сериал      
  • Тайны следствия-8 (2009), сериал   
  • Питерские каникулы (2009)              
  • Смешные деньги (2008), фильм-спектакль
  • Золото Трои (2008)   
  • Night and day (2008), фильм-спектакль   
  • Тайны следствия-7 (2007), сериал   
  • Тайны следствия-6 (2006), сериал  
  • Лабиринты разума (2006), сериал
  • Фаворит (2005)  
  • Тайны следствия-5 (2005), сериал   
  • Подлинная история поручика Ржевского (2005)   
  • Пари (2005)
  • Кровать для троих (2005), фильм-спектакль
  • Братва (2005), сериал  
  • Тимур и его коммандос (2004)       
  • Тайны следствия-4 (2004), сериал   
  • Неудержимый Чижов (2004), сериал   
  • Крошка (2004), фильм-спектакль
  • Чисто по жизни (2003), сериал   
  • Фредерик, или Бульвар преступлений (2003), фильм-спектакль
  • Тайны следствия-3 (2003), сериал   
  • Недлинные истории (2002)
  • У нас все дома (2002)   
  • Улицы разбитых фонарей-4 (2002), сериал    
  • Тайны следствия-2 (2002), сериал   
  • Русские страшилки (2002),  
  • Тайны следствия-1 (2001), сериал     
  • Сказ про Федота-Стрельца (2001)     
  • Вовочка (2000), сериал  
  • Убойная сила-1 (2000),  
  • Мифы. Сочинушки (2000), короткометражный
  • Воспоминания о Шерлоке Холмсе (2000) 
  • Розабелла и тролль (1998), фильм-спектакль
  • Маленький водяной (1998), фильм-спектакль
  • Горько! (1998)                
  • Легенда о Тиле (1997), фильм-спектакль
  • Откровения незнакомцу (1995) 
  • Каменное сердце, 1995, фильм-спектакль
  • Домовой старого замка (1995), фильм-спектакль
  • Король и хитрец (1994), фильм-спектакль
  • Сикимоку  (1993)
  • Царская охота (1990)