Елена Папанова

Дата рождения:

Место рождения:

Москва

Советская и российская актриса театра и кино.

"Я ни разу не жалела, что пошла по стопам родителей".

Биография

Елена Папанова родилась в актерской семье. Ее папа – народный артист СССР Анатолий Дмитриевич Папанов, а мама – актриса Надежда Юрьевна Каратаева. Из-за жилищных проблем и постоянных гастролей родителей, девочка до пятнадцати лет жила у бабушки с дедушкой по материнской линии. Образованием Лены мало кто занимался, ей все приходилось делать самой.

Лишь после восьмого класса родители забрали дочь к себе. Однако о детстве актриса вспоминает с теплотой: "У меня было очень счастливое детство, я обожала свою бабушку, Марию Васильевну, до сих пор считаю, что она - моя вторая мама. Любила наш двор - мне нравилось играть во все дворовые игры, выдумывать всякие развлечения, гулять с подружками по близлежащим улицам и переулкам".

Училась Лена хорошо, по собственной инициативе посещала всевозможные театральные кружки и студии, вместе с тем была очень спортивной девочкой. "Я с пяти лет занималась фигурным катанием, ходила в спортшколу. Умела делать вращение, пистолетик, ласточку, даже получила спортивный разряд. Но в пятом классе оставила фигурное катание. Сейчас ловлю себя на мысли, что очень тянет на каток, надеюсь, как-нибудь выберусь", - поделилась актриса.

После десятого класса нужно было определяться с выбором профессии. Елена вспоминает: "Когда оканчивала школу, родители ждали, что я буду поступать в институт иностранных языков. А я мечтала стать актрисой, хотя и не говорила об этом, считая себя недостаточно красивой". Мама с папой отговаривали дочь от поступления в театральный: "Не надо. Для женщины это вообще очень тяжелая профессия. Еще была бы у тебя внешность подходящая, играла бы героинь. А ты у нас не красавица".

Не послушав родных, девушка все же подала документы в Школу-студию МХАТ. Но ее ожидало разочарование - набиравшая в тот год курс Алла Тарасова была строга с абитуриенткой: "Во-первых, вы плохо подготовились. А потом, подумайте, нужно ли вам вообще становиться актрисой". Елену ужасно расстроил такой провал: "Еще один удар по самолюбию. Домой я пришла зареванная и тут уж все рассказала встревоженной маме. Тогда на семейном совете было решено: раз мне так хочется в актрисы - ладно, пробуй". Родители наняли дочке педагога, и девушка успешно сдала экзамены сразу в три вуза: ГИТИС, Щепкинское и Щукинское училище. Решено было пойти в первое, так как его оканчивали мама с папой.

Так будущая актриса, вопреки наставлению родителей и советам педагогов, стала постигать тайны актерской профессии в ГИТИСе на курсе Владимира Андреева. Елена Папанова доказала всем, и прежде всего себе, что сделала верный выбор: на госэкзаменах получила "отлично".

В 1976 году молодая артистка окончила ГИТИС. И снова оказалась перед дилеммой, на этот раз решался вопрос, в каком театре служить. Актриса рассказывает: "Папа работал в Театре сатиры, я тоже бы, конечно, не отказалась там работать. Были идеи совместной постановки… Но потом он сказал: "Ну что скажут в театре? Что Папанов привел свою дочку. Нет…" И поэтому я оказалась в Театре Ермоловой, где работаю до сих пор. И с отцом мы так ни разу и не поработали ни на сцене, ни в кадре…"

Театр

В Московский драматический театр имени М.Н. Ермоловой Елена Папанова попала не случайно. Труппу в то время возглавлял ее учитель, он-то и взял "отличницу" в свой коллектив.

О первой крупной роли в театре актриса вспоминает: "Я только-только окончила курс Владимира Алексеевича Андреева и пришла в театр, когда заболела исполнительница одной из главных ролей спектакля "Дарю тебе жизнь" Раиса Семеновна Губина. Мне предложили ее заменить. Так я сыграла молодую маму, которая потеряла мужа, он погиб на заводской стройке. Моя героиня осталась одна с ребенком и ее не бросили, все помогали, кто как мог. С той роли все и началось".

На родной сцене артистка исполнила множество разнохарактерных ролей. А о самых любимых она рассказала в одном из интервью: "Их несколько. Роль мисс Эндрю в детском спектакле "Мэри Поппинс". Я любила эту роль за то, что каждый раз ее можно было играть по–разному, она давала большое поле для импровизации, можно было хулиганить… Сейчас этого спектакля, к сожалению, в репертуаре нет. Я очень любила "Женитьбу Бальзаминова", где играла кухарку Матрену. Любила "Мещанскую свадьбу", в которой играла невесту…"

Театральные работы:

  • "Старший сын" - Подружка
  • "Бал воров" - Курортница, Кормилица
  • "Дарю тебе жизнь" - Таисья
  • "Горное гнездо" - Дочка Сарматова
  • "Память" - Маланья
  • "Конец - делу венец" - Марианна
  • "Любовь - книга золотая" - Параша
  • "Адам женится на Еве" - Хэла
  • "Василиса Мелентьева" - Марья
  • "Последний посетитель" - Секретарша
  • "Второй год свободы" - Гражданка Парижа
  • "Приглашение на казнь" - Отец города
  • "За чем пойдешь, то и найдешь" - Матрена
  • "Воспитанница" - Гавриловна
  • "Светит, да не греет" - Степанида
  • "Мария Стюарт" - Маргарита Керл
  • "Мэри Поппинс" - Мисс  Эндрю
  • "Смерть Тарелкина" - Г-жа Брандыхлыстова
  • "Пеппи - Длинный чулок" - Фру Лаура
  • "Перед заходом солнца" - Паула

В стенах Ермоловского театра артистке удалось приобрести интересный сценический опыт во время тематического фестиваля короткометражных спектаклей "Театральный альманах".  

"Я сразу согласилась участвовать, хотя никого не заставляли. Актерам позвонили и сказали, что если они захотят принять участие в фестивале, нужно бросить записку со своей фамилией в специальный ящик. Общаться с молодыми режиссерами — огромное удовольствие. Когда долго работаешь в одном театре, закостеневаешь. А тут какая-то новая волна, что-то свежее. Мне понравились почти все спектакли, которые были на фестивале. Я считаю, что наш режиссер - Талгат Баталов - очень способный парень, и я рада, что с ним познакомилась", - поделилась актриса.

В фестивальном спектакле "Сто лет на сцене" Елена исполнила одну из ведущих ролей. Работу над образами артистка увлеченно описывает: "Наш спектакль рождался необычно. Сначала режиссер с нами беседовал несколько дней, задавал разные вопросы - мы не могли понять, к чему это. Потом оказалось, что наши разговоры записывали, а потом расшифровывали, и каждый в итоге получил текст, который сам и наговорил. Когда разговариваешь, не очень следишь за логикой, поэтому, когда я увидела свой текст, подумала: как это можно читать, это ведь какие-то обрывки мыслей! И стала пытаться сделать текст более гладким. Но потом Талгат Баталов придумал каждому свой образ и задачу. Я, например, была педагогом актерского мастерства. И тогда я поняла, что нужно возвращать всю нелогичность в текст, чтобы все было с юмором. Конечно, участие для меня было огромным удовольствием ".

В Театре Ермоловой актриса служит с 1976 года, пережила и неоднократную смену руководящего состава, и раскол коллектива. Оставаясь верной своему "дому", она параллельно оттачивала актерское мастерство "на стороне", но под началом бессменного режиссера Ермоловского театра Алексея Левинского. "Я много лет работала в студии "Театр" у Алексея Левинского совершенно бесплатно. Там я играла то, что не играла в театре. И мне было очень интересно работать с Лешей…", - призналась артистка.

А с 2014-го года в жизни Елены Папановой появилась новая увлекательная работа, теперь уже в уникальном театре для детей и взрослых - детском Рыжем театре, организованном режиссером Романом Светловым. У "Театра" существует несколько основных направлений деятельности: кукольные спектакли, актерская школа, творческие вечера, благотворительные праздники. Одна из последних крупных работ актрисы на этой площадке - комедия по пьесе Рэя Куни "Смешные деньги".  

Кинематограф

В кино Елена Папанова дебютировала в 1976 году. В это время она снялась в мелодраме Ярослава Лупия "Мы вместе, мама" и мюзикле-сказке Георгия Юнгвальд-Хилькевича "Туфли с золотыми пряжками". Актрису заметили и стали приглашать в детские фильмы: Ожидание", "Три веселые смены" и другие.

В 90-х годах артистка практически не появлялась на экране. В 2002-ом она мелькнула в эпизодических ролях сериалов "Линия защиты" и "За кулисами", и снова исчезла вплоть до 2010-го года.

Такие длительные перерывы в творческой жизни актрисы были связаны с рождением дочерей. "Я упустила момент, можно сказать, упустила свой шанс. Когда вышла из декрета, время ушло, кино изменилось, да и во мне, конечно, мало чего осталось от той молоденькой русопятой девочки", - поясняет Елена.

"Школа"

Благодаря режиссеру Валерии Гай Германике состоялось возвращение актрисы на телеэкраны. Ее пригласили на роль учителя русского и литературы Валентины Харитоновны в молодежный телесериал "Школа".

О своем образе в фильме артистка рассказывает: "Эта героиня больше положительная, нежели отрицательная. Она представляет собой продукт своего времени, советского времени. Мы с Лерой хотели показать зрителю педагога не от Бога. Валентина Харитоновна знает свой предмет, но она не учитель от природы, нет у нее такого призвания, ее дети не любят, она не может найти к ним подход, она не очень понимает современную молодежь. Я не хочу сказать, что все учителя советского времени такие же, но такие часто встречаются".

Играть учительницу актрисе было не так уж сложно, в подобной роли она пробовала себя в реальной жизни. "У меня и в жизни был педагогический опыт, преподавала сценическую речь в школе искусств, в институте. Мне было откуда черпать информацию для своей роли. Я знаю, как общаться с подростками. То есть можно сказать, что сыграла саму себя – вела себя, как на занятиях", - делится артистка.

Скандально известный сериал вызвал массу споров вокруг себя. Одних он шокировал, другим очень понравился. Актриса высказала свое мнение по этому поводу: "Про "Школу" говорят, что в этом сериале много чернухи. А я считаю, что негатива в нем не больше, чем в других. Просто он снят в документальной манере, и возникает ощущение, что все по-настоящему. Современную молодежь я не считаю плохой. Вообще, несмотря на смену поколений, души людей не меняются".

Елена Папанова с Валерией Гай Германикой, несмотря на разделяющие их годы, очень быстро сработались, и актриса объясняет это так: "Я действительно встретилась с талантливым режиссером. Это редко бывает. Она молодая, но я подчинялась с удовольствием. На площадке мне с ней работалось очень хорошо, Лера много чего подсказывала. Я считаю Леру своей крестной в кино, потому что после "Школы" меня стали звать в другие картины. Не могу сказать, что завалена работой, но есть интересные предложения".

Спустя год актриса снялась еще в одном фильме Гай Германики, о чем рассказала: "Я играла маму одного из главных героев в проекте Гай Германики "Краткий курс счастливой жизни", эдакую деревенскую бабу, которая приезжает из провинции к сыну и обкрадывает его гражданскую жену. Честно сказать, играть эту роль мне было очень интересно!"

Позже артистка приняла участие в таких проектах, как: биографическая драма "Высоцкий. Спасибо, что живой" с Сергеем Безруковым, Оксаной Акиньшиной, Андреем Паниным, мелодрама "Кабы я была царица..." по одноименному роману Веры Колочковой, молодежный сериал "Деффчонки", фильм Владимира Хотиненко "Кто-то теряет, кто-то находит" с Ярославом Бойко и Марией Порошиной, детектив Марата Кима "Женщины на грани", популярный сериал "Склифосовский-4" с Максимом Авериным  и другие.

В 2014-ом году на экраны вышла мелодрама по мотивам романа Алисы Луниной, где актриса исполнила эпизодическую, но яркую, роль. Елена поделилась: "Я снялась в сериале с рабочим названием "Новогодний рейс "Питер - Москва" Наны Джорджадзе. У меня там роль второго плана, я играю соседку по коммуналке тетю Таню. Мне съемки очень понравились, тем более что у меня там были замечательные партнеры - Оксана Фандера, Света Ходченкова - прямо звездная компания собралась, и мне кажется, что и у меня самой что-то получилось".

2015-ый год принес актрисе три киноработы. Она сыграла воспитательницу детского сада в комедии Анны Сарухановой "Дневник Луизы Ложкиной", Яхонтову в мелодраме "Коммуналка", гостью в мини-сериале Бориса Грачевского "Между нот, или Тантрическая симфония".

А в 2016-м завершилась работа артистки в четвертом сезоне проекта "Москва. Центральный округ" с Владимиром Меньшовым и сериале "Семейные обстоятельства" с Марией Порошиной, Константином Лавроненко, Анной Каменковой, Артуром Вахой и другими.

Телевидение

В 2011 году Елена Папанова приняла участие в программе "Жестокие игры". Артистка прошла до 3-го тура из 4-х. "Я долго сомневалась насчет участия, - рассказывает Елена. - Убедили мои дети. Я видела первый сезон шоу, и мне хотелось оказаться там. Понятно, что это опасно. Но кто не рискует, тот не пьет шампанского. Я человек физически подготовленный: каждое утро бегаю и хожу в бассейн, занимаюсь фитнесом. Во время прохождения трассы был момент, когда я струсила, поэтому прошла испытание не так хорошо, как могла. Но я нисколечко не пожалела! Доказала себе, что на многое способна".

Педагогика

Актриса преподавала в Институте современного искусства – вела на курсе режиссеров кино и телевидения актерское мастерство.

Книга

В 2009-ом году в издательстве "Эксмо" вышла книга Елены Папановой "Хочу рассказать…Книга об отце".

О том, что подтолкнуло ее к созданию книги, артистка говорит: "Я долго не могла на это решиться. Но ведь постоянно приходится что-то рассказывать журналистам, и однажды я подумала: "А почему бы не сесть и не написать все сразу?" И я начала понемногу записывать воспоминания, когда было время, не через силу, а в охотку. И так родилась книга, которую в издательстве приняли почти без правок".

Личная жизнь

Елена Папанова состоит в браке со своим бывшим однокурсником уже более сорока лет. Такой крепкий и счастливый союз – редкость в актерских семьях. "С Юрием Титовым мы учились на одном курсе в ГИТИСе. В дипломном спектакле "Как вам это понравится" по Шекспиру играли любовь, которая очень скоро стала для нас не сценической, а вполне реальной", - делится Елена.

Сразу после института молодые люди решили расписаться. Родители были против такого раннего брака, да и их смущало то, что избранник Лены не был москвичом. Однако она снова пошла наперекор родителям. Елена призналась: "Когда мы с ним только поженились, все говорили, что меня, дочь Папанова, Юра выбрал именно ради карьеры. Из-за этого мы с ним стали еще ближе: муж всегда стремился доказать мне и всем остальным, что любит меня "просто так". Брак оказался долгосрочным и счастливым. В нем родились две дочки – Мария и Надежда.

Знаменитый дедушка во внучках души не чаял. Актриса рассказала: "Когда было мое детство, он (отец) набирал темп, снимался, делал себе карьеру. Когда появились внучки, он был уже состоявшийся артист, здесь то, что не проявилось ко мне, проявилось особенно на девочках. Папа обожал внучек: Машу и Надю. Переживал, что из-за работы не мог уделять им столько времени, сколько хотел. Приезжая к нам, папа привозил игрушки, книжки, читал девочкам вслух".

Елена оказалась очень ответственной и требовательной мамой. Дочери росли в любви, но строгости. По стопам родителей не пошли, однако актрису это вовсе не огорчает: "Своими девочками я горжусь. Они обе получили хорошее образование, на что я потратила немало сил. Маша окончила Институт стран Азии и Африки МГУ, знает корейский язык. У нее своя небольшая фирма. А Надя училась на экономическом факультете университета печати. Она у нас — заместитель заведующего отделом в одном банке".

Актриса дважды бабушка, у нее есть внук и внучка. Елена старается воспитывать их так, чтобы в первую очередь быть им другом. О старшем с улыбкой говорит: "Боюсь, что Машин сын Игаль (его папа, мой зять Саша, - гражданин Израиля, поэтому мальчику дали такое необычное для нас имя) станет актером. Во всяком случае, сцены, которые он мне закатывает по дороге в детский сад, свидетельствуют о его актерских талантах. А кто знает, вдруг пойдет в прадедушку?"

Возможно, правнуки продолжат славную актерскую династию Папановых. Примечательно, что Елена Папанова во время замужества оставила девичью фамилию. Тогда ее уговорили родители. И дочери актрисы, по папе Титовы, при получении паспорта стали Папановыми.

В жизни

Елена Папанова попробовала себя в роли модели, приняла участие в театрализованном показе модельера Маргариты Давыдовой. Артистка поделилась впечатлениями: "Ощущения потрясающие. По-моему, я перед спектаклем так не волнуюсь, как волновалась сейчас… Я немножко окунулась в этот мир. Мне было интересно посмотреть эту кухню".

Актриса занимает активную жизненную позицию и доказывает это делами. В 2005 году она была членом жюри конкурса "Звезды в защиту животных". А тремя годами позже даже участвовала в митинге на Пушкинской площади в Москве в защиту бездомных животных.

Интервью

О ролях

"Если мне роль интересна, я буду играть бесплатно. Если ты думаешь о деньгах, лучше сюда не идти, потому что, может быть, ты всю жизнь проработаешь в театре, ты будешь подавать поднос: "Кушать подано". Но ты должна от этого получать удовлетворение".

"Так же, как папа, я не люблю играть себя, мне скучно. Мне обязательно надо какой-нибудь характер сыграть".

"Давно думаю о том, что самая "моя" роль — это Васса Железнова из одноименной пьесы Горького. Амбиции у меня есть, я считаю, что я могу и должна играть крупные роли".

Об амплуа

"Мне всегда казалось, что мое амплуа не просто "соседка по коммуналке", мои героини - всегда с сумасшедшинкой, в них обязательно есть абсурд и непонятный надлом".

О режиссуре

"Я никогда не спорю с режиссерами и всегда делаю то, что они просят. Уверена, спорить с режиссерами, особенно в кино, нельзя. Кино – это искусство режиссера, а не актера".

О себе и отце

В одном из интервью актриса привела слова отца, которые навсегда врезались ей в память: "Актер не может скучать. Он должен наблюдать каждую минуту, все запоминать…". "Это я запомнила", - уточняет Елена.

"С возрастом я начинаю больше понимать папу, и сама становлюсь больше похожа на него. Мне так же, как ему, нужно, чтобы никто не мешал ходить, учить роль… И я тоже никогда не бываю довольна тем, что я делаю — как и отец всю жизнь был недоволен собой, сколько бы похвалы он ни слышал. Хоть я и стала актрисой против воли родителей, я все равно всегда училась у папы. Он рано ушел, и времени на это у меня было очень мало… И теперь я думаю, что проживи он еще лет 20, моя судьба сложилась бы по-другому".

Секрет счастья от Елены Папановой

"Мне нравится сегодняшнее время. Я чувствую себя счастливой. Я приучила себя к мысли, что мне надо радоваться мелочам и быть счастливой от мелочей. Вот, например, я гуляю с собакой, солнце, хорошая погода – я счастлива. Я еду на машине на съемку рано утром с дачи, хорошая музыка – опять же я счастлива, потому что жизнь очень скоротечна. И когда мне будет уже достаточное количество лет, мне не хочется думать о том, что я всю жизнь была чем-то недовольна, озлоблена, все время была на кого-то обижена, раздосадована. Мне хочется, чтобы у меня жизнь была счастливой. Поэтому я думаю, что так и нужно жить".

По материалам Википедии, сайтов: ermolova.ru, lifeactor.ru, 1tv.ru, telesem.ru, 7days.ru, peoples.ru, shkolatv.com, vm.ru, ermolova.ru, levinsky-studio.livejournal.com, kino-teatr.ru, ruskino.ru, vokrug.tv, redtheater.ru, kinopoisk.ru

Фильмография: Актриса

  • Семейные обстоятельства (2016), в производстве   
  • Москва. Центральный округ-4 (2016), в производстве
  • Между нот, или Тантрическая симфония (2015)
  • Коммуналка (2015)
  • Дневник Луизы Ложкиной (2015)
  • Склифосовский 4 сезон (2014), сериал   
  • Обнимая небо (2014)
  • Новогодний рейс (2014)
  • Женщины на грани (2014)    
  • Да и Да (2014)
  • Розыск (2013)
  • Кто-то теряет, кто-то находит (2013)        
  • Жить дальше (2013)
  • Деффчонки  (2012-2015)
  • Выхожу тебя искать-2 (2012)
  • След (2012), сериал
  • Кабы я была царица... (2012)             
  • Краткий курс счастливой жизни (2011) 
  • Высоцкий. Спасибо, что живой (2011)  
  • Москва. Три вокзала (2010-2014)  
  • Школа  (2010) 
  • Учитель в законе. Продолжение  (2010)
  • УГРО. Простые парни-3 (2010)  
  • Сваха (2007)
  • Закон и порядок: Преступный умысел -1  (2006)
  • Лола и Маркиз. Виртуозы легкой наживы  (2004)
  • Самозванцы (все сезоны)  (2002)
  • Линия защиты  (2002)
  • За кулисами  (2002)
  • Дело Сухово-Кобылина (1991)
  • Следствие ведут Знатоки (1987)       
  • Ложь на длинных ногах (1983), фильм-спектакль 
  • Василиса Мелентьева (1982), фильм-спектакль 
  • Куда он денется! (1981) 
  • Ожидание (1980) 
  • Три веселые смены (1977) 
  • Селюженок (1977) 
  • Тайна Фенимора (1977) 
  • Туфли с золотыми пряжками (1976) 
  • Трын-трава (1976) 
  • Мы вместе, мама (1976)

Озвучивание:

  • Один день (2011)