Александр Алов

Дата рождения:

Место рождения:

Харьков, Украина

26 сентября 1923 года в Харькове родился Александр Алов – кинорежиссер и сценарист, вместе с Владимиром Наумовым снимавший такие фильмы, как "Тревожная молодость", "Бег", "Легенда о Тиле", "Берег", "Тегеран-43".

В 1951 году окончил режиссерский факультет ВГИКа, где учился в мастерской И. А. Савченко.

В 1951 - 1957 годах — режиссер киностудии имени А. П. Довженко, с 1957 года - режиссер киностудии "Мосфильм". В 1971 году - в московском театре "Современник" поставил спектакль по пьесе Иштвана Эркеня "Тоот, другие и майор" (совместно с Владимиром Наумовым).

Четверть века работал в соавторстве с В. Н. Наумовым, который впоследствии снял о нем фильм "Алов" (1985).

С 1980 года руководил мастерской во ВГИКе совместно с творческим партнером Владимиром Наумовым.

А. А. Алов умер 12 июня 1983 года, в Риге. Похоронен в Москве на Ваганьковском кладбище.


"Александр Алов и Владимир Наумов не пришли в кино - ворвались, - говорят о них сегодня. – Экранная реальность куда-то стремительно неслась, прорывала все пространства, захлебывалась в экстатическом пафосе. И выплескивалась за грань земного притяжения – уходила в метафизику, в космос. Потому что в основе был не плакат, а крестный путь одинокой души".

Владимир Наумов: "В истории, есть годы, отмеченные особым вниманием потомков: годы открытий, побед, революций. Эти же годы неприметны ничего, но, однако, именно в 1922-м, в 23-м годах родилось поколение, которому самой судьбой было предназначено остановить фашизм. Принять на себя страшные удары войны. Поколение, которое было выбито почти полностью. Алов принадлежал к этому - "выбитому" поколению.

В 1943 году после ранения и контузии Алов приехал в Алма-Ату поступать в Институт кинематографистов, который там находился. Он повесил шинель, сдал экзамены и снова уехал на фронт. Его соседи по общежитию продали его шинель на местной толкучке, потому что кто-то сказал, что Алов убит. Но шинель для него – была больше, чем просто одежда, это был немой свидетель правды о войне. Уже много позже за "Мир входящему" министр Фурцева упрекала, что в картине грязные, прожженные, просоленные шинели. "Ну, где вы видели такие грязные шинели!". У Алова побелел осколочный шрам на виске, и он сказал: "Это вы видели шинель с мавзолея, а я в этой шинели четыре года протопал".

Он был человеком мягким и добрым, но это был тот случай, когда он не мог поступиться даже малостью, потому что речь шла о правде, и том подходе – как искусство должно видеть войну. Басов, Озеров, Ордынский, Чухрай, Ростоцкий, Алов – в те годы ВГИК был полон военных, были и штатские: Рязанов, Швейцер, Кулиджанов…

Сергей Параджанов: "В списке нашего курса Саша Алов стоял первым. Наша встреча была удивительной, потому что я не мог отвести от него глаз. Мне показалось, что он был похож на Пушкина времен лицея.  Алов остался для меня удивительной звездой, которая горит и не угасает. Я в большом долгу перед ним, потому что не мог проводить его в последний путь. Я брежу его добротой, его тактичностью, его формой, в которой видел его еще тогда: маленькая выгоревшая пилотка. Все это меня потрясало и все время вызывало благоговение его искусство: логичное, мужское". 

Владимир Наумов: "Нас часто спрашивали, что заставило вас так долго работать вместе. Мы отшучивались, но каждый из нас знал – это дружба! Она особенно остро возникла у нас, когда умер наш учитель – Игорь Савченко. Он умер совсем молодым, ему было тогда сорок четыре года. Умер не осуществив и половины своих замыслов.

Посмотрев фильм "Тарас Шевченко" Сталин высказал двенадцать замечаний, Сталину не рискнули сказать, что режиссер умер. Тогда Ромм и Пырьев предложили, чтобы картину Савченко завершили его ученики...

Вопрос, что такое правда, встал перед нами как главный вопрос художественного творчества вообще. Незадолго до смерти Алов как-то сказал мне: "Мы вот все гоняемся за ней, за правдой, гоняемся целую жизнь, а какая она оказалась недотрога".

Но это было потом, а пока мы были молоды и уверены, что она сидит у нас в кармане!"


По материалам фильма В. Наумова "Алов" 


Награды и премии:

  • МКФ в Москве (1957, Серебряная медаль, фильм "Павел Корчагин")
  • МКФ в Венеции (1961, Вторая спец. премия ("Золотая медаль") и Премия Пазинетти ("Золотой кубок"), фильм "Мир входящему")
  • МКФ в Венеции (1961, Спец. приз жюри, фильм "Мир входящему")
  • ВКФ (1978, Спец. приз жюри, фильм "Легенда о Тиле")
  • ВКФ (1981, Главный приз, фильм "Тегеран-43")
  • МКФ в Москве (1981, Золотой приз, фильм "Тегеран-43")
  • МКФ в Москве (1981, Приз Общества "Родина", фильм "Тегеран-43")
  • ВКФ (1984, Главный приз и Диплом, фильм "Берег")
  • Народный артист СССР (1983)
  • Заслуженный деятель искусств РСФСР (1965)
  • Государственная премия СССР (1985 — посмертно) — за фильм "Берег" (1983)
  • Орден Красной Звезды и медали

Фильмография: Режиссер

  • 1954 — Тревожная молодость
  • 1956 — Павел Корчагин
  • 1958 — Ветер
  • 1961 — Мир входящему
  • 1962 — Монета
  • 1966 — Скверный анекдот
  • 1970 — Бег
  • 1976 — Легенда о Тиле
  • 1980 — Тегеран-43
  • 1984 — Берег

Фильмография: Сценарист

  • 1951 — Тарас Шевченко
  • 1965 — Скверный анекдот
  • 1970 — Бег
  • 1975 — Как закалялась сталь
  • 1982 — Похождения графа Невзорова
  • 1984 — Берег
  • 1989 — Закон