Александра Урсуляк

Дата рождения:

Российская актриса театра и кино

Биография

Александра Урсуляк родилась в семье режиссера Сергея Урсуляка и актрисы Галины Надирли. Сашу воспитывали, как обычную девочку. Она посещала музыкальную школу и до средних классов прилежно училась. Но в подростковом возрасте вдруг забросила учебу и оказалась в числе главных прогульщиков и нарушителей дисциплины.

"Потом я не очень-то училась, плохо себя вела, и после 9-го класса меня выгнали из школы. Я перешла в другую, где оказались все, кого отчислили из моей. Сложилась потрясающая компания двоечников. Весь 10-й мы прогуливали, ночами тусовались в клубах... А потом, озаботившись тем, что я сложный ребенок, родители отправили меня в Бирюлево, в школу, где преподавала моя родная бабушка. Мы вместе вставали, вместе шли в школу, возвращались, обедали, делали уроки. На самом деле я бабушке бесконечно благодарна, потому что она освободила меня от подростковой мишуры, сделав более-менее нормальным человеком", - вспоминает Александра.

По окончании школы девушка оказалась на распутье. Отец не видел в ней особого актерского таланта. Он предлагал дочери множество различных стабильных профессий: дизайнера, парикмахера-стилиста, переводчика... Однако Саша все же решила рискнуть поступить в театральный: "Если не поступлю, то и пытаться больше не буду".

Александра Урсуляк прошла отборочный тур сразу в два вуза: в Щукинское училище и Школу-студию МХАТ, но в итоге предпочла второй вариант. "Папа не верил, что я поступлю в Школу-студию МХАТ. У него позиция, которая и мне передалась: когда чего-то ждешь, настраивайся на худшее. При этом я не опускаю руки, а иду вперед. Так и во время поступления папа говорил: "Нет, не поступишь, даже не суйся!" Когда я прошла первый тур, он сказал: "Первый тур проходят все кривые и косые! Это ничего не значит!" Когда меня допустили к конкурсу, он заметил: "Знаешь, сколько человек там отсеется?!" Когда я поступила, он помолчал и сказал: "Кстати, на первом курсе больше всего отчисляют…" Так и живем", - поясняет актриса.

Как потом утверждала сама Александра, если бы она не поступила в театральный институт, занялась бы дизайном интерьеров, так как ей очень близка эта тема.

Театр

Учеба в Школе-студии МХАТ сразу же увлекла Александру. "Мне стало интересно, я начала взрослеть, появилось очень много новых людей и впечатлений, совершенно другой мир открылся, и меня это захватило", - признается она.

Уже на первом курсе Александра Урсуляк сделала самостоятельный отрывок из "Ромео и Джульетты". Внешне она совершенно не подходила для роли лирической героини: маленькая, несуразная девчонка с короткой стрижкой. Но именно это и сподвигло ее попробовать перевоплотиться в Джульетту, ей очень хотелось доказать, что и она может быть женственной.

Отрывок удался, и спустя год режиссер Роман Ефимович Козак пригласил Александру сыграть Джульетту в спектакле Театра имени Пушкина. Эта роль в легендарной шекспировской трагедии принесла ей первый успех и известность. Однако, по мнению актрисы, свою четырнадцатилетнюю героиню и сложный образ она по-настоящему поняла и прочувствовала только с возрастом.

А с четвертого курса этот же режиссер задействовал Александру Урсуляк в роли Джулианы в спектакле "Черный принц". Саша вспоминает: "На "Черном принце" мне посчастливилось встретиться с великолепным партнером Александром Феклистовым, который просто все разжевывал и клал мне "в клювик". Для меня это стало откровением, и я за месяц работы над спектаклем очень многому научилась".

Также в годы учебы Александра сыграла в спектаклях "Мизантроп" и "Будь здоров, Гена!" Дмитрия Брусникина. Дипломной работой актрисы стала роль Лизы Хохлаковой в постановке Аллы Покровской "Несколько дней из жизни Алеши Карамазова". Столичные театралы еще долго вспоминали этот спектакль, восхищаясь игрой молодой артистки.

В 2003 году Александра Урсуляк окончила Школу-студию МХАТ и была принята в труппу Московского театра имени Пушкина. Здесь она продолжила играть роль Джулианы в "Черном принце", за которую была удостоена премии "Кумир" в номинации "Надежда".

Кроме того, на сцене этого театра актриса задействована в спектаклях: "Ночи Кабирии" (Кабирия) и "Мадам Бовари" (Эмма Бовари) Аллы Сигаловой, "Поздравляю с будним днем!" (Анна) Романа Козака, "Сон в шалую ночь" (Гермия) Нины Чусовой.

Об Александре говорят, как об очень хорошей актрисе, которой под силу любые образы. Она также с успехом играет в постановках: "Бешеные деньги", "Дамский портной", "Оffис", "Много шума из ничего", "Цыгане", "Одолжите тенора".

В конце апреля 2014 года в Театре имени Пушкина состоялась долгожданная премьера спектакля "Безумный день, или Женитьба Фигаро" режиссера Евгения Писарева. Сергей Лазарев сыграл роль Фигаро, а Александра - его возлюбленной Сюзанны.

"Можно сказать, что в этом театре я сделала свои первые шаги, здесь я повзрослела. Кроме того, Театр Пушкина отличается от многих других. Может быть, он не всегда стопроцентно успешен, но здесь работает какое-то невероятное количество хороших людей. Это ведь большая редкость, когда театр несклочный. Я люблю этот театр, люблю людей, которые в нем служат", - отмечает актриса.

"Добрый человек из Сезуана"

Особого внимания заслуживает один из самых известных спектаклей с участием Александры Урсуляк - "Добрый человек из Сезуана". Его премьера состоялась в 2013 году, и с подачи режиссера Юрия Бутусова одноименная пьеса Бертольта Брехта заиграла новыми красками.

В основе сюжета лежит история о проститутке Шен Те, к которой были милостивы Боги. Однако все добрые деяния девушки прямо пропорциональны ее страданиям. Все меняется, когда появляется жесткий Шуй Та, двоюродный брат Шен Те. Обе роли играет Александра Урсуляк.

Для молодой, талантливой актрисы этот спектакль стал настоящим прорывом: "Эта работа стала для меня и коллег настоящим прорывом, хоть я и не люблю этого слова. Мы дневали и ночевали в театре, забросив семьи и "отпросившись" из кино. Режиссер Юрий Бутусов даже запрещал уборщице мыть пол в репетиционной, боясь изменить пространство рождаемого спектакля".

На вопрос, как Александра настраивается перед спектаклем, особенно перед таким, который требует максимальной отдачи, она отвечает: "Нужно поесть мясо с гречкой и очень хорошо выспаться, это самое важное. Если я не выспалась, я вообще ничего не могу, очень плохо работаю. Когда мы готовили спектакль "Добрый человек из Сезуана" режиссер Юрий Бутусов нас не изнурял: мы в столовую ходили по расписанию, обязательно спали днем после обеда. Порепетировали, поели, отдохнули. Бутусов очень нежно относится к актерскому организму. И сейчас я думаю, что он, в общем, прав".

Из рецензии на спектакль "Добрый человек из Сезуана" от издания "Театрон": "Играет до физического изнеможения и этот надрыв в слове и жесте исключает какие бы то ни было замечания к актрисе. Она не проживает роль на сцене, выживает в ней. Шен Те-Шуй Та – эксперимент физический, проверка на выносливость, до метафизики ли тут? Впрочем, и на нее сил хватает. Перевоплощение и переодевание – здесь и сейчас, без паузы, без входа/ выхода в/из образ(а). Мужественную женщину от женственного мужчины отделяет мгновение: не успевает Шуй Та обдумать резон вступления в брак, как Шен Те уже по-девичьи смеется в подушку, радуясь предложению Янг Суна. Радуется, хотя и знает (но не верит), что тот предлагает руку, желая запустить ее в капиталы невесты. Шуй Та – рацио, Шен Те – импульс. Одно без другого губительно".

Кинематограф

Дебют Александры Урсуляк на большом экране состоялся в 2003 году на Минской киностудии. В телесериале молодого режиссера Андрея Кавуна "Вокзал" она сыграла роль Ларисы – дочери начальника вокзала. В том же году актриса появилась в роли Вики в фильме "Театральный блюз".

Наиболее заметные ленты с участием  Урсуляк – это "Патруль", "Псевдоним "Албанец"-2", "Самый лучший вечер", "Фурцева", "Москва, я люблю тебя".

В 2012 году актриса появилась сразу в трех фильмах – "Отдам жену в хорошие руки", "Второе восстание Спартака", "Однолюбы".

Очень полюбилась телезрителям роль Ларисы Удальцовой в сериале режиссера Алеко Цабадзе "Однолюбы". Александра комментирует: "Это семейная сага с большим количеством сюжетных линий. Мы ведь все время пытаемся идентифицировать себя с героями, а проблемы, которые там поднимаются, понятны каждому. Кроме того, один из главных козырей этой картины - эпоха, 80-е годы, вызывающие ностальгию у многих наших соотечественников. Ну и хороший актерский состав, конечно!".

В "Однолюбах" актриса играет маму героя, хотя в реальной жизни она моложе своего экранного сына. "Это был любопытный опыт, а я люблю экспериментировать. Знаете, если постоянно задавать себе вопросы, то можно всю жизнь просидеть дома. Иногда лучше не рассуждать, а взять и сделать. Без смелости и риска не будет успеха", - уверена Александра.

В 2013-ом вышли еще три картины с участием актрисы: "Поиски улик", "Хуторянин", "Выхожу тебя искать-2".

В 2015 году на телевидении стартовал сериал "Как я стал русским". Александра играет в нем 35-летнюю женщину, которая мечтает устроить личную жизнь, но при этом пресекает ухаживания олигарха. "Она хочет любви, но всячески отодвигает от себя сильное чувство, так как боится боли, разочарований. Екатерина - главный редактор журнала. Целыми днями она размахивает хлыстом и плеткой, кричит на подчиненных, за людей их не считает. На самом деле это - одинокая, несчастная женщина, которая прикрывает неудачи в личной жизни бурной деятельностью на работе… И еще непривычным было всю 12-часовую смену бегать на шпильках и в узких юбках, которые так любит моя героиня. В жизни это совсем не мой стиль. Как только звучала команда "Стоп! Снято!", я с облегчением переобувалась в тапочки. Для меня эта роль на сопротивление, но тем интереснее посмотреть, что получилось!", - поясняет актриса.

Хотя Александра предпочитает работу в театре кинематографу, она продолжает сниматься в телевизионных проектах.

Участие в шоу

В 2014 году Александра Урсуляк в паре с известным фигуристом Романом Костомаровым участвовала в шоу Первого канала "Ледниковый период".

Вот, что рассказала актриса о партнере по проекту и о том, как ей удалось побороть свои страхи: "Роман - великолепный спортсмен, звезда фигурного катания! Он такой статный, надежный, очень экспрессивный! Что касается его требовательности, то могу вам сказать, что абсолютно все наши фигуристы общаются довольно жестко не только друг с другом, но и с непрофессиональными участниками шоу. Никаких скидок на звездный статус или отсутствие опыта они не делают. Конечно, Роме хотелось, чтобы у меня получалось все и сразу. Он нервничает, когда у меня не выходит, может и прикрикнуть. Бывают у нас и разногласия по поводу постановки номера. И прийти к компромиссу нашей паре порой бывает непросто… Первые полтора месяца, выходя на лед, я боролась со своими страхами. Боялась падений, травм, скорости. Как и у любой женщины, у меня очень развит инстинкт самосохранения. Случались периоды отчаяния, когда казалось, что я ничего не могу. Сейчас я гораздо увереннее чувствую себя на льду".

Как-то коллега актрисы по театру Саша Арсентьев, посмотрев очередной выпуск "Ледникового периода", сказал: "Вот, если бы я участвовал в шоу, и мне надо было бы поднять свою партнершу, я бы, наверное, не смог!" На что Александра ему с улыбкой ответила: "Тогда к тебе подошла бы маленькая, хрупкая фигуристка и прикрикнула: "Так, ну-ка взял меня за ногу и поднял!" - и ты бы никуда не делся".

Мюзикл "Чикаго"

Зрителям Александра Урсуляк также запомнилась в роли убийцы Велмы Келли в мюзикле "Чикаго". Он стал одной из самых ярких премьер 2013 года. Пикантный сюжет для взрослых, живой оркестр, хитовая музыка, стильная джазовая хореография Боба Фосси, неповторимый блеск и оригинальное бродвейское качество сделали эту постановку самой посещаемой в стране.

Актриса вспоминает: "Выход на мюзикловую сцену стал для меня неожиданным шагом. Требования к вокалу и хореографии здесь гораздо выше, поэтому мне пришлось несколько месяцев заниматься с педагогами. Вообще "Чикаго" – моя давняя любовь. В мюзикле гениально сочетается все – музыка Джона Кандера, хореография Боба Фосси и острый ироничный сюжет".

На вопрос журналиста может ли Александра оправдать свою героиню, которая безжалостно убила собственного мужа, смело заявляет: "Велма меня заинтересовала не потому, что кого-то убила, хотя эта изящная жестокость только придает ей некий шарм. Она - шикарная красотка, танцовщица, певица, соблазнительница. Это - не драматический спектакль про женщину-убийцу, грех носящую или кающуюся. Это особый жанр - кабаре, где весь фокус в том, что никому не стыдно, хотя все поубивали своих мужей. Это путь к славе, популярности, богатству - всему тому, что так любит и ищет испорченное и избалованное общество. А вообще мюзикл не гнетет душу ни артистов, ни зрителя. Приходя на наш мюзикл, публика, безусловно, отдыхает, слушает приятную музыку в исполнении оркестра, видит яркий свет, соблазнительных женщин в откровенных костюмах. Мюзикл помогает зрителям понять, что все не так плохо, что в жизни тоже есть веселье, кабаре".

После премьеры Урсуляк окрестили русской Лайзой Миннелли. "Конечно, я обожаю Лайзу Миннелли. Два года назад была у нее на концерте в Париже. В конце спектакля она сказала: "Ой, что-то я устала" - и сняла каблуки. Потом: "Ребята, не могу больше в парике" - и сняла парик. Потом решила: "К черту ресницы!" - и отклеила ресницы. Допевала концерт почти в чем мать родила. Но влюбила в себя всех, покорила своей эксцентричностью и разбила сердца. Думаю, что в этом мы с ней похожи - я, как и Лайза, страшная хулиганка", - смеется актриса.

Руководитель Театра имени Пушкина Евгений Писарев поделился своим мнением об игре Урсуляк: "Я испытал в зале не только счастье и радость, но и гордость, потому что Александра Урсуляк замечательно работает в мюзикле "Чикаго". Мне кажется, она поднимает этот и без того высококлассный мюзикл на какой-то совершенно сумасшедший энергетический уровень. Гордость я испытываю, потому что это артистка театра, которым я руковожу. Я понимаю, что ей под силу все. Таких артистов очень мало. Она не обладает каким-то невероятным ростом или сногсшибательной внешностью, но Саша Урсуляк - та актриса, которая выходит на сцену и становится самой красивой, самой сильной, самой талантливой. Мне кажется, она невероятно поет, невероятно двигается, невероятно играет. Самое главное - она так хотела сыграть в "Чикаго", так упорно трудилась - и вот ее мечта сбылась".

Личная жизнь

Со своим будущим супругом Александром Голубевым актриса познакомилась на съемочной площадке при работе над картиной "Полный вперед!". Хоть они и не играли в совместных сценах, это не помешало им обратить внимание друг на друга. Достаточно быстро молодые люди связали себя узами брака. В 2006 году у пары родилась дочь Анна, а в 2008-м на свет появилась вторая девочка Анастасия.

Александра Урсуляк уверена, что мужчина не должен ухаживать за новорожденным на равных с женщиной: "Я знаю одну семью, у которой родился четвертый ребенок, а старшие их дети уже институт заканчивают. Так вот, меня безмерно удивило, когда я узнала, что в их большом доме жена с младенцем обосновались в отдельной комнатке, чтобы не мешать мужу. А теперь я понимаю, как это правильно. Почему нужно засорять семейные, уже порой и так изживающие себя отношения, лишними проблемами?"

Вскоре после рождения второй дочки брак актеров распался. Причиной называют неверность Александра Голубева, который закрутил роман со своей юной коллегой по съемочной площадке сериала "Последние римляне". Бывшие супруги не прервали общения. Александр видится с дочерьми.

Когда Александре задают вопросы, касающиеся семейной жизни, она говорит, что не жалеет о расставании с мужем, потому что рядом с ней есть ее дочки, не оставляющие времени на грусть: "Самое важное, чтобы они выросли хорошими людьми. Я учу их состраданию, чувству такта, уважительному отношению к окружающим, объясняю, что есть люди, которым нужна наша помощь".

Интервью

Об актерской профессии:

"Мне кажется, если человек чего-то хочет, он должен осуществлять свои мечты. Я пытаюсь объяснить, чтобы дочь (старшая) знала: актерская профессия стоит больших усилий, и, если она их будет прилагать, наверняка ее будет ждать большой успех...А папа, действительно, был против моего поступления в театральный институт, не хотел мне помогать. Он считает, что актриса - это не та профессия, которая ему, как папе, даст уверенность, что я живу хорошо и счастливо. Ведь актерская профессия и правда не дает никаких гарантий. Но теперь отец понимает, что я добилась успеха, я - востребованная актриса, а не сижу дома, жду предложений и играю в ванной перед зеркалом. В том, что отец не снимает меня в своих фильмах, вижу некий акт уважения: он верит, что я могу достичь очень многого без чьей-то сильной руки. И мне это дает возможность спокойно спать и знать, чего я стою".

Об откровенных нарядах на сцене:

"Уже давно все и в кино, и в театре одеваются и раздеваются - никто не стесняется. Чего тут бояться? Как меня могут воспринять родные, которые меня видели в детстве полностью обнаженной? Тело есть тело. Мы все бываем голыми - хотя бы в душе. Если кто-то этого стесняется, значит, он недоволен собой".

О внешности:

"Сейчас слишком большое внимание уделяется внешности. Главное, чтобы девушки при этом не забывали развиваться и в других направлениях. Доброта, ум, смелость, чувство юмора - не это ли привлекательность? У меня немало комплексов, связанных с внешностью. Не могу утверждать, что полностью собой довольна. Иногда смотришь в зеркало и думаешь: "Кажется, пора в спортзал!" При этом я до безобразия уверенная в себе женщина. Честно вам скажу: мне кажется, что все мужчины вокруг влюблены в меня! Но, может быть, это только кажется…"

Приходится ли актрисе ограничивать себя в еде ради стройной фигуры:

"Постоянно! Хотя вкусно поесть, признаюсь, люблю и иногда срываюсь. Мои гастрономические пристрастия широки. Мне нравится и японская кухня, и итальянская, и французская, и русская".

Любит ли актриса готовить:

"Да, и делаю это с большим удовольствием. Дочки обожают мою домашнюю пиццу. Обычно готовлю сразу несколько, с разными начинками. Младшая, Настя, гурман - любит пробовать новое: оливки, сыр со специями и травами. А старшая, Аня, в еде более консервативна".

О воспитании детей:

"Я точно знаю, как не буду поступать со своими детьми. Например, меня в детстве очень оберегали, буквально от всего: без шапки нельзя, выйти одной на улицу нельзя и так далее. Это была такая чрезмерная опека, которую я расценивала как недоверие - я же чувствовала себя самостоятельной. Поэтому своим детям стараюсь доверять. В большей степени Ане. Насте меньше: она у нас хулиганка. Конечно, это не отменяет волнения за детей, и они всегда ощущают, что я рядом и готова помочь. Вообще, правильных советов, как воспитывать детей, не существует. Знаю совершенно точно, что ребенок рождается уже со своим характером, темпераментом, яркой индивидуальностью. Важно, что он взял от своих предков на генетическом уровне и что в него заложат родители".

Может ли актриса назвать себя счастливым человеком:

"Да, на 100 процентов!"

О себе:

"В моей жизни, конечно, были разные моменты, но я считаю себя сильным человеком как раз потому, что не пытаюсь казаться кем-то другим, ни на кого не держу зла, обиды".

По материалам сайтов: kino-teatr.net, teatrpushkin.ru, vokrug.tv, uznayvse.ru, mega-stars.ru, kinozal.tv, fb.ru, 24smi.org, lichnaya-zhizn.ru, kinoafisha.ua, km.ru, aif.ru, kp.ru, mk.ru, subscribe.ru, telestol.ru

Призы и награды

  • Премия "Кумир" в номинации "Надежда" за роль Джулианы в спектакле "Черный принц" (2003).
  • Премия "Хрустальная Турандот" за роль Шен Те / Шуй Та в спектакле "Добрый человек из Сезуанна" (2013).
  • Премия "Золотая маска" в номинации "Лучшая женская роль в драме" за роль Шен Те / Шуй Та в спектакле "Добрый человек из Сезуанна" (2014).

Фильмография: Актриса

  • Время первых (2016), в производстве
  • Орлова и Александров (2015), сериал
  • Как я стал русским (2015), сериал
  • Прощай, любимая! (2014), сериал
  • Поиски улик (2014), сериал
  • Шерлок Холмс (2013), сериал
  • Женщины на грани (2013), сериал
  • Хуторянин (2013)
  • Отель "Президент" (2013)
  • Спартак (2012)
  • Отдам жену в хорошие руки (2012)
  • Однолюбы (2012)
  • Выхожу тебя искать-2 (2012)
  • Фурцева (2011)
  • Фарфоровая свадьба (2011)
  • Абонент недоступен (2010)
  • Москва, я люблю тебя! (2010)
  • Самый лучший вечер (2008)
  • Псевдоним "Албанец"–2 (2008)
  • День "Д" (2008)
  • Сашка, любовь моя (2007)
  • Девять дней до весны (2007)
  • Патруль (2006)
  • Веревка из песка (2005)
  • Полный вперед! (2004)
  • Театральный блюз (2003)
  • Вокзал (2003)