Алена Бабенко

Дата рождения:

Место рождения:

Кемерово

Актриса театра и кино. Заслуженная артистка Российской Федерации.

"Актерская профессия сложная. И к актеру надо относиться бережно"

Биография

"Я - из Сибири, из Кемерово. Моя мама - педагог по классу фортепьяно. Папа – инженер. С детства я мечтала быть балериной. Окончила музыкальную школу, пела, где только возможно. Была влюблена в Эдит Пиаф. После того, как к нам в ДК привезли фильм "Эдит и Марсель", для меня не существовало другой певицы. У меня до сих пор кассета сохранилась с ее песнями.

Родителей не обрадовала моя идея стать актрисой. Они считали, что это несерьезно. Но в душе, наверное, всегда жила тайная мечта стать актрисой…", - рассказала Алена.

Девушка окончила школу в 1988 году и поступила в Томский Государственный Университет на факультет прикладной математики и кибернетики. Во время учебы занималась в Студенческом театре миниатюр. Даже пыталась попасть в Школу-студию МХАТ к Олегу Табакову, но неудачно. 

На пятом курсе Алена Баранова (девичья фамилия) познакомилась с телережиссером Виталием Бабенко, за которого вскоре вышла замуж. Она бросила университет и переехала к супругу в Москву. Поступила во Всероссийский государственный институт кинематографии им. С.А. Герасимова (мастерская А.В. Ромашина), который окончила в 2000 году.

Театр

В 2008 году Алена Бабенко была принята в труппу Московского театра "Современник". 

В текущем репертуаре артистки:

  • Ядвига – "Враги. История любви" по роману Исаака Башевиса Зингера 
  • Антонина, Сюзанна, в крещении Софья – "Время женщин" по роману Елены Чижовой 
  • Элиза Дулиттл – "Пигмалион" по пьесе Бернарда Шоу 
  • Маша – "Три сестры" по пьесе А.П. Чехова 
  • Ева – "Осенняя соната" по киноповести Ингмара Бергмана 
  • Людмила – "Поздняя любовь" по пьесе А.Н. Островского 
  • Лариса - "Амстердам" по пьесе Александра Галина

Роли, сыгранные в "Современнике" ранее:

  • Аннет Рей – "Бог резни" по пьесе Ясмины Реза

Роли в других театрах:

  • 2011 – "The Rooms" (пластическая драма) – режиссер-хореограф Олег Глушков. Постановка "Арт-Питер".

Кинематограф

В 1998-1999 годах молодая актриса дебютировала в короткометражках "Почему ты меня любишь?" и "Как я провела лето", причем в последней сыграла главную роль.

Затем снялась в популярном сериале "Каменская", а также в фильмах: "Серебряная свадьба", "Сдвинутый", "Мамука", "Копейка", "Спасибо", "Остров без любви".

В 2003 году артистку пригласили на ведущую роль в драму Владимира Краснопольского и Валерия Ускова "Подари мне жизнь". Ее партнерами стали Денис Матросов и Виктория Толстоганова.

"Водитель для Веры"

Признание пришло к Алене Бабенко после выхода картины Павла Чухрая "Водитель для Веры". Она сыграла главную женскую роль – генеральской дочери Веры, у которой неожиданно возник роман с водителем отца Виктором (Игорь Петренко).

Актриса вспоминает: "В фильме "Водитель для Веры" я играла хромоножку, и мне надо было научиться хромать достоверно. В какой-то момент мы - режиссер Павел Чухрай, Игорь Петренко и я - заперлись в комнате и целый день втроем хромали, вспоминая разных людей с недугом, который был у моей героини. А потом, уже на съемках в Севастополе, я случайно увидела на улице девушку, которая ходила примерно так, как делала это я перед камерой...

Надо сказать, со временем я так вжилась в эту роль, что прихрамывала, когда съемочный день уже заканчивался. Даже на премьере, смотря на экран из зала, вдруг чувствовала, что если сейчас встану, то, возможно, тоже пойду, прихрамывая...". 

За эту работу Алена получила множество престижных наград, среди которых: приз на фестивале Русского кино в Онфлере (Франция), приз на МКФ "Листопад" в Минске, а также премии "Ника" и "Золотой Орел".

"Когда на "Кинотавр" привезли "Водителя для Веры", я снималась в Муроме у Александра Митты в "Лебедином рае", а там такая глухомань, что мы с собой и телефонов мобильных не взяли. Потом на два дня прилетела в Сочи, посмотрела фильм вместе со всей фестивальной публикой, мне сказали какие-то приятные слова, и улетела обратно. Так что вся прессволна-цунами прошла стороной. Потом, конечно же, я почувствовала значение этого фильма для своей актерской карьеры. И до сих пор чувствую…", - отмечает Бабенко.

Первая слава не вскружила голову актрисе, она с удвоенной силой начала работать, пробуя самые разнообразные роли. Алена была и школьной учительницей в "Лебедином рае", и секретаршей в "Зеленом теленке", и переводчицей в фильме "На Верхней Масловке".

"Люби меня"

У режиссера Веры Сторожевой артистка прошла кастинг на роль начальницы отдела рекламной компании в комедийной мелодраме "Люби меня".

Бабенко: "Роль необычная, потому что необычный жанр фильма - комедия. Прекрасные впечатления от работы с Верой Сторожевой. У меня замечательные партнеры. Первый раз в жизни я работаю с женщиной-режиссером. Съемки шли слаженно, мы понимали друг друга.

У меня нет богатого опыта в общении с режиссерами, но от Веры Сторожевой заражаешься: не хочется быть жесткой, хочется быть мягкой и плавной. И мне кажется, что ее мягкость, магия от нее у меня даже есть в моей роли - ее человеческая сущность мне передалась. И героиня у меня какая-то мягкая и плавная".

"Жесть"

В 2006 году на телеэкраны вышел фильм Дениса Нейманда "Жесть", где игра Алены Бабенко впечатлила как поклонников, так и критиков. Актриса сыграла журналистку из желтой прессы, смысл жизни которой заключается в поиске скандальной информации и снимков.

"Я не могу оценивать фильм, в котором снималась, но сценарий мне показался интересным, там была и философия, и психология… Для меня это была история женщины, которая запуталась в личных и профессиональных отношениях. Она давно пишет о людях, попадающих в страшные ситуации, и постепенно у нее притупляются чувства, она перестает им сопереживать и становится машиной для добычи информации. Испытания, через которые она проходит, это ее путь обратно к самой себе, к своей профессии. По-моему, в том, что мы превращаемся в какие-то биомеханизмы, много правды. Я прочла сценарий, и роль как будто пришлась на меня. Стала пробовать и почувствовала, что потерялась, потом опять поймала нить, а потом это снова повторялось, а потом вдруг что-то случилось, и я поняла, что на самом деле все так просто. Совсем как моя героиня", - поделилась артистка.

Съемки у Эльдара Рязанова

В 2006-ом знаменитый режиссер Эльдар Рязанов пригласил Бабенко в свою ленту "Андерсен. Жизнь без любви". Работа в этом биографическом фильме подарила Алене сразу три роли: дочь адмирала - Генриетту Вульф, супругу короля и Сказку.

В основе сюжета - взаимоотношения Андерсена с двумя главными женщинами его жизни. Его безответная страстная любовь к знаменитой шведской певице Йенни Линд и нежная привязанность к дочери адмирала Вульфа Генриетте, влюбленной в него долгие годы.

Сотрудничество с Рязановым продолжилось в комедии "Карнавальная ночь-2, или 50 лет спустя". Актриса сыграла Алену Крылатову в ремейке 1956 года, которую пятьдесят лет назад исполнила очаровательная Людмила Гурченко. Девушка блестяще справилась с этой задачей. 

Алена Бабенко о режиссере:

"Ой, Эльдар Александрович — это отдельная любовь моя. С тех пор, когда я впервые зашла к нему, у меня ощущение, будто он... Гулливер. Было много солнца, я вошла, он сразу протянул руку: "Привет!", как будто мы сто лет знакомы. Он снимал "Андерсена". Мне предложил роль Генриетты Вульф, а она горбатая была. "Ничего?" — спросил он. А я только счастлива была. Андерсен называл ее ангелом со сложенными крыльями".

"С Эльдаром Александровичем мы подружились сразу. Он был чрезвычайно легкий на юмор человек и, трансформируя фамилию, называл меня "моя бабенка".

Мне казалось, что у него значительно больше энергии, чем у нас, артистов. Мы могли устать, стонать, а он нет. Я хорошо помню, как однажды во время съемок "Карнавальной ночи-2" Рязанов шел из своей комнаты в павильон. Он даже не шел, а волочил ноги, сгорбившись и полузакрыв глаза, потому что мы снимали по 16-18 часов. Но как только он садился за монитор, у него включались глаза, начинался крик, шум: "Все, снимаем, поехали, быстро!".

Он был воздушный, включенный в артиста, приветствующий импровизацию человек. Он включил меня в подготовку "Карнавальной ночи-2" с первого этапа, показывал музыку, какие-то песни. Он дал мне возможность сыграть Чаплина, правда, этот номер не вошел в картину. Но лично для меня Эльдар Александрович смонтировал этот кусочек, который теперь лежит дома подписанный: "Моей любимой Бабенке от вашего Эльдара".

"Чертово колесо"

Алена Бабенко снялась и у известной российской актрисы и режиссера Веры Глаголевой – в мелодраме "Чертово колесо", в роли учительницы математики. Фильм стал обладателем Гран-при 1-го Всероссийского кинофестиваля "Золотой Феникс" в Смоленске, а на фестивале "Созвездие" артистка была отмечена премией за лучшую женскую роль в кино.

"Инди"

В 2007 году Алене досталась главная роль в мелодраме Александра Кириенко "Инди". Ее героиня – жена бизнесмена, которая не справилась с управлением, чем вызвала аварию. Дело замяли, но женщину продолжали мучить кошмары о человеке, пострадавшем в ДТП. Во время отдыха за границей она встречает архитектора Арсения (Александр Домогаров), в которого постепенно влюбляется. Страстные эмоции и чувства, которые смогла передать Бабенко, не оставили никого равнодушным. За эту роль актриса получила премию MTV Россия.

"Это лента про любовный треугольник, - рассказала артистка. - Я - в главной роли. То есть являюсь как бы вершиной треугольника. Александр Балуев играет моего мужа, а Домогаров – любовника".

По признанию самой Алены Бабенко, ей нравятся сложные роли, дающие возможность показать внутренний мир персонажей. Она не зацикливается на каком-либо одном амплуа, снимаясь в картинах и сериалах разных жанров: комедиях "Каникулы строгого режима", "Весельчаки", "На море", "О чем еще говорят мужчины", военных фильмах "Апостол", "Юнкера", "Катя", мелодрамах "Папа напрокат", "Я считаю: раз, два, три, четыре, пять", "Пизанская башня", драмах "Свои дети", "Чучело-2", криминальном триллере "Иллюзия страха", детективной трагикомедии "Смерть в пенсне, или Наш Чехов".

Фильмография актрисы насчитывает более 70 работ. За последние годы Бабенко исполнила главные роли в таких лентах, как: "Однажды в Ростове", "Подпоручикъ Ромашовъ", "Курортный роман", "Параллельные миры", "Прощание", "Уходящая натура", "Новая жена", "Взрывная волна".

В 2016 году приняла участие в нашумевшем фильме-катастрофе Николая Лебедева "Экипаж".

Участие в телешоу

Алена Бабенко не осталась незамеченной и на звездных шоу. В 2008 году она впервые приняла участие в проекте "Ледниковый период-2", где ее партнером по льду стал олимпийский чемпион Роман Костомаров.

Весной 2009-го на экраны телевизоров вышла премьера шоу "Ледниковый период: Глобальное потепление", где актриса выступала с тем же партнером.

А осенью 2009 года стала участницей третьего сезона "Ледникового периода". В паре с Алексеем Тихоновым заняла 3 место.

"Я знаю, что существует такое мнение: мол, не актерское это дело - на коньках кататься. Но думаю, что те, кто так говорит, просто завидуют, а сами были бы не прочь попробовать", - считает артистка.

Благотворительность

Алена Бабенко участвовала в рождественском проекте Чулпан Хаматовой и сети "Азбука вкуса" в поддержку детей с онкологическими заболеваниями. Доходы от этой акции пошли в благотворительный фонд "Подари жизнь". 

Личная жизнь

Со своим первым мужем - телережиссером Виталием Бабенко – актриса познакомилась, будучи студенткой Томского Государственного Университета. Алена вспоминает: "На пятом курсе я познакомилась с Виталием Бабенко, он по происхождению тоже сибиряк, но тогда уже жил в Москве и был известным телережиссером. Влюбилась и поехала — за ним, к нему. Родители были в ужасе: я приехала в Москву, когда грянул кризис, перестройка. Начались интересные времена — бесхлебье, бесколбасье, безвитаминье. Это был 1992 год, я как раз забеременела". В этом браке родился сын Никита. Однако Алена и Виталий расстались. 

В 2011-ом Бабенко вышла замуж во второй раз. Ее новым избранником стал мастер спорта по прыжкам на лыжах с трамплина, бизнесмен Эдуард Субоч. 

В 2015 году актриса стала бабушкой. Единственный сын подарил ей внука Теодора. "Я семью моего сына называю одним словом — "дети". Они для меня все дети. А что вы думаете, бабушка — это сразу платочек, очочки, согбенная спина и сказки на ночь? Нет, очки у меня есть, платки, кстати, тоже. Сказки? Полно!", - улыбается Алена.

Интервью

О профессии:

"Я уже взрослой поступила во ВГИК, это был второй институт после Томского государственного университета (факультет прикладной математики и кибернетики), и вдруг увидела, что такое действительно актерская профессия. Когда с 9 утра до 12 ночи тебя просто нет, и потом ты приходишь домой, и голова у тебя не остывает, и потом тебе надо собраться на завтра, и в 8 утра уже выйти из дома. И так круглые сутки, круглые сутки.

Меня всегда удивляло, почему у артистов такие сложные судьбы, почему они такие одинокие, семей нет, детей нет, все время страдают — какая-то катастрофа. Так профессия или семья? Я очень боялась, чтобы не произошло замещение, чтобы профессия не вытолкнула мою человеческую жизнь. Как бы все не перепуталось.

Тогда я нарисовала в уме две дороги, как две линии на руке. Есть линия жизни, а рядом параллельная, сопутствующая линия. Так вот линия жизни — это моя жизнь с родными и близкими, друзьями и параллельная (она тоже бывает очень яркая и, как говорят хироманты, поддерживает линию жизни) — это моя профессия. И она должна помогать мне и никак не сбивать с линии жизни. Чтобы профессия помогала, ей надо уделять много времени и сил. Я построила себе модель жизни в профессии: рваться к карьере не буду, но то, что я смогу, то, что я чувствую внутри, что понимаю сердцем и головой, что будет соответствовать моим представлениям о себе в профессии — постараюсь сделать".

О своей работе в театре:

"Я - увлекающийся человек, и во мне происходит постоянная борьба со слабостями и сиюсекундными желаниями. Приходишь на работу не всегда в одном и том же настроении. А надо забыть всю светскую суету, одернуть себя и сосредоточиться на творчестве, ведь никто тебя, уже взрослого, не будет воспитывать, только ты сам. И я стараюсь себя воспитывать: театр и ежедневные репетиции в этом особенно помогают.

Для меня театр первичен, я никогда не допускаю такого положения, чтобы театр зависел от меня, для меня это невозможно. Потому что появление театра в моей жизни — это такое чудо! Я в "Современнике" с 2008-го… И такое количество ролей, да еще разнообразных — я не знаю, кто еще может похвастаться этим".

Галина Волчек о Бабенко:

"Алена – замечательная, разносторонняя актриса и, что я очень ценю, удивительная трудяга. Именно поэтому Бабенко много играет, а я не боюсь пробовать ее в разных ролях".

Об артистах:

"Артисты в каком-то смысле идиоты в жизни, они очень потерянные. Мы же живем в виртуальном мире, поэтому нам нужны рядом такие твердые хозяйственники, которые помнят, где у нас лежат документы, ключи, паспорта, как платить за квартиру…".

О кумирах:

"А что касается кумиров... Вообще я восхищалась разными артистами, но никогда не перенимала ничью манеру. Да у меня бы и не получилось подражать им, хотя бы потому что я другой фактуры! Например, я обожаю Нонну Мордюкову, но я же не могу копировать ее - красивую могучую русскую женщину. Я обожаю Людмилу Гурченко, Алису Фрейндлих, с которой играла в картине "На Верхней Масловке". Алиса Бруновна - это женщина, актриса с глазами ребенка. За ней мне бесконечно интересно было наблюдать. Я вам уже говорила - я люблю наб­людать, но не копировать".

О прощении:

"Я считаю, что человек должен простить все. Я не понимаю, когда говорят: "Я не прощаю предательство". Может, у этого человека были какие-то причины. Прежде чем называть этот поступок предательством, надо понять. Мне близка фраза Булгакова из "Мастера и Маргариты", когда Понтий Пилат разговаривал с Иешуа. Понтий спрашивает: "И палач - добрый? - И палач - добрый. Просто люди запутались и, кажется, надолго".

О себе:

"Из своей учебы я вынесла, по-моему, главное - какая бы ни сложилась вокруг ситуация, надо работать, работать и работать. То есть пахать! Еще помню, Анатолий Владимирович любил повторять: "Слова - это причудливые узоры на канве поведения". Такая довольно известная фраза, она передается из уст в уста в актерском мире. Каждый трактует ее по-своему. И я часто над ней размышляю, вспоминая своего мастера, к сожалению, так трагически ушедшего из жизни".

"Наверное, как советский человек, я всегда стесняюсь заниматься чужой профессией. Например, я умею петь, но мне неудобно это делать. Лучше я буду рассказывать песни, не проявляя своих вокальных способностей. Это же касается режиссуры, хотя, конечно, иногда меня рвет и хочется поставить свое. Может, я еще решусь…".

"Я всегда была хулиганкой, это моя природа. Могу зайти в магазин и начать объясняться, как глухонемая. Могу заикой прикинуться или иностранкой. Всегда интересно — поверят или нет. Очень люблю розыгрыши. Например, на съемках у Чухрая у меня случился… второй день рождения: чтобы как-то разнообразить трудный съемочный период, я пустила слух, что 15 августа у меня день рождения. Получила кучу подарков, выслушала все тосты в мою честь, и так до конца съемок никому не созналась, что пошутила. Поскольку фильм "Водитель для Веры" стал для меня этапным, связан с наградами и некоторым признанием, я решила 15 августа отмечать всегда. Так что теперь у меня два дня рождения. А что?.. Праздников в нашей жизни должно быть больше".

О мечте:

"Облететь Землю в прозрачном шаре, управляемом словом".

Награды и звания

  • 2004 - Приз за лучшую женскую роль на фестивале Русского кино в Анфлере за роль Веры в х/ф "Водитель для Веры"
  • 2004 - Приз за лучшую женскую роль на МКФ в Минске за роль Веры в х/ф "Водитель для Веры"
  • 2005 - Премия "Золотой Орел" в номинации "За лучшую женскую роль в кино" за роль Веры в х/ф "Водитель для Веры"
  • 2005 - Премия НИКА в номинации "Открытие года" за роль Веры в х/ф "Водитель для Веры"
  • 2007 - Премия в номинации "За лучшую женскую роль в кино" на фестивале "Созвездие" за роль в х/ф "Чертово колесо"
  • 2008 - Премия "MTV Россия" в номинации "Лучшая женская роль" в фильме "Инди"
  • 2011 – Премия "Кумир" за роль Ядвиги в спектакле "Враги. История любви"
  • 2013 – Заслуженная артистка Российской Федерации.

По материалам Википедии и сайтов: kino-teatr.ru, sovremennik.ru, 24smi.org, fb.ru, uznayvse.ru, vokrug.tv, peoples.ru, rusactors.ru, star-magazine.ru, ok-magazine.ru, 7days.ru, rg.ru, newizv.ru, kp.ru, mk.ru, mirnov.ru, а также журналов "Караван историй", "Эгоист", газеты "Аргументы и Факты".

Фильмография: Актриса

  • После тебя (2016) 
  • Красный русский (2016)
  • Жили-были мы (2016)  
  • Экипаж (2016)  
  • Взрывная волна (2016)  
  • Посредник (2015), сериал
  • Новая жена (2015)  
  • Мурка (2015), сериал  
  • И был день (2015)
  • SOS, Дед Мороз, или Все сбудется! (2015) 
  • Фотограф (2014)  
  • Уходящая натура (2014), сериал  
  • Сердце Ангела (2014), сериал  
  • Москва никогда не спит (2014) 
  • Живые (2014), короткометражный
  • Прощание (2013)  
  • Параллельные миры (2013)  
  • Новая жизнь (2013), сериал  
  • Курортный туман (2013)  
  • Подпоручикъ Ромашовъ (2012)
  • Свидание (2012)
  • Однажды в Ростове (2012), сериал
  • Бездна (2012), сериал
  • Балкон (2012)
  • Случайный свидетель (2011), сериал
  • О чем еще говорят мужчины (2011)
  • Катя-2 (2011), сериал
  • Группа счастья (2011), сериал
  • Чучело-2 (2010), сериал
  • Смерть в пенсне, или Наш Чехов (2010)
  • Пизанская башня (2010)
  • Марево (2010)
  • Катя (2009), сериал
  • Каникулы строгого режима (2009)
  • Весельчаки (2009)
  • На море! (2009)
  • Папа на прокат (2008)
  • Иллюзия страха (2008)
  • Я считаю: раз, два, три, четыре, пять (2007)
  • Юнкера (2007), сериал
  • Апостол (2007), сериал
  • Свои дети (2007)
  • Чертово колесо (2007)
  • Инди (2007)
  • Андерсен. Жизнь без любви (2006)
  • Ленинградец (2006) 
  • Карнавальная ночь-2, или 50 лет спустя (2006)
  • Жесть (2006)
  • Золотой теленок (2005), сериал
  • Люби меня (2005)
  • Дети Ванюхина (2005), сериал
  • На Верхней Масловке (2005)
  • Лебединый рай (2004), сериал
  • Водитель для Веры (2004)
  • Подари мне жизнь (2003), сериал
  • Остров без любви (2003)
  • Сеньоры и грандсеньоры (2002)
  • Сдвинутый (2002)
  • Копейка (2002)
  • Серебряная свадьба (2001)
  • Мамука (2001)
  • Каменская (2000), сериал
  • Почему ты меня любишь? (1998)