О проекте Беспечный ездок. Х/ф

Неистовые 60-е дали миру не только хиппи, сексуальную революцию, эстетику нонконформизма, телевидение, поп-арт, расовые беспорядки, The Beatles и вьетнамскую войну. Вся культура тех лет была настолько новой, что оказалась абсолютно свободной и раскованной - нечего было терять. Эта свобода нашла свое выражение и в кинематографе - 60-е богаты на замечательные ленты.
 
Можно с уверенностью сказать, что независимое американское кино началось с фильма "Беспечный ездок". По крайней мере, оно стало признанным фактом жизни: road movie с бюджетом в $ 340 тыс. о двух байкерах, направляющихся на ежегодный религиозный карнавал в Новый Орлеан, практически бессюжетный и весьма немногословный, частично снятый на 16-миллиметровую пленку, взбудоражил всю Америку. 
 
"Easy rider" содержал в себе что-то крайне существенное, какую-то очень важную правду об Америке конца 60-х (или правду вообще), и в этом заключалась первопричина грандиозной популярности фильма. Отчасти успех ленты можно объяснить и тем, что она сама настолько же антиофициозна, как и то, о чем в ней повествуется.
 
Принято считать, что "Беспечный ездок" - это дифирамб нонконформизму, его наиболее адекватное и потому прямо символичное выражение на пленке. Что в нем красиво воспета романтическая эпоха контркультуры, радость индивидуализма, время свободных хиппи, зрелая юность бэби-бумеров, умевших радоваться жизни и найти в ней смысл, а не запираться в буржуазных стенах квартир и офисов.
 
Однако не все так просто. Укрепившийся в русском языке перевод является не совсем верным. Easy rider - тот, кому легко едется, но легко не значит беспечно. Хотя в фильме байкеров двое, в заглавии фигурирует один ездок -Капитан Америка (Питер Фонда). Беспечным можно назвать его приятеля Билли (Деннис Хоппер), немного параноика, но в целом симпатягу-парня, мечтающего о том, как бы поскорее провернуть дело, заплатить налоги и жить спокойно. 
 
Капитан Америка - не хиппи. Он странным образом сочетает в себе романтический индивидуализм и критическую рефлексию, романтикам вовсе не свойственную. У него, как у героев Фолкнера, есть кожное чувство времени, он тоже делает что-то свое и тоже вовремя, но понимает, что время это уходит, что оно кончается каждую секунду и скоро выйдет совсем - выкипит, как пар из чайника. В фильме это драгоценное время действительно длится не слишком долго - всего несколько дней. Очевидно, что к финалу картины Капитан Америка обнаруживает себя в нравственном тупике. Эмоциональная смерть опережает реальную - именно этому обстоятельству фильм обязан своим до мурашек пронзительным эффектом.
 
Премии и награды
 
ОСКАР (1970)
 
Номинирован в категориях:
Лучший актер второго плана - Джек Николсон
Лучший сценарист (оригинальный сценарий) - Питер Фонда, Деннис Хоппер
 
КАННСКИЙ КИНОФЕСТИВАЛЬ (1969)
 
Победитель в категориях:
Дебют - Деннис Хоппер
 
Режиссер: Деннис Хоппер
В ролях: Кэрен Блэк, Питер Фонда, Деннис Хоппер, Джек Николсон, Роберт Уокер, Тони Бэзил, Сабрина Шарф, Уоррен Финнерти, Луана Андерс, Люк Эскью, Антонио Мендоса