О проекте Я шагаю по Москве. Х/ф

Лирическая комедия Георгия Данелия о молодежи 60-х - прекрасных ребятах, умеющих любить, дружить, помогать тем, кто нуждается в помощи, петь и просто наслаждаться жизнью в прекрасном городе Москва.

Володя - монтажник, живущий в Сибири. Его рассказ, напечатанный в журнале "Юность", заинтересовал маститого писателя Воронина, и тот пригласил начинающего прозаика в Москву для важного разговора.

Прибыв в столицу, Володя знакомится в метро с задорным пареньком, возвращающимся с ночной смены. Новый знакомый по имени Коля предлагает приезжему, плохо ориентирующемуся в городе, свою помощь.

На Чистопрудном бульваре Володю кусает собака, и Коля ведет бедолагу к себе домой зашить брюки. Вскоре выясняется, что знакомые, у которых собирался остановиться молодой сибиряк, уехали из Москвы на лето, поэтому Володя оставляет вещи у Николая, а сам уходит по делам.

Тем временем к Коле приходит друг Саша, которого забирают в армию. Вместе приятели идут в военкомат, чтобы получить отсрочку от призыва. Причина очень веская - сегодня новобранец Александр женится!

После военкомата молодые люди идут в ГУМ, чтобы выбрать жениху новый пиджак, и там встречают Володю. Неугомонный Коля предлагает вместо пиджака купить невесте подарок. Троица идет в магазин пластинок, где работает знакомая Николая Алена.

Интересные факты

  • Режиссер фильма Георгий Данелия появился в фильме камео в роли чистильщика обуви.
  • Московский кинотеатр "Россия", построенный по проекту Юрия Шевердяева - учителя Георгия Данелия в архитектурном институте - открылся показом фильма "Я шагаю по Москве" в 1964 году.
  • Фильм стал первой главной ролью Никиты Михалкова, которому на момент съемок было 18 лет, в игровом кино. Он получил эту роль благодаря рекомендации сценариста фильма Геннадия Шпаликова.
  • Данелия назвал героя Михалкова именем Коля в честь своего сына.
  • Заглавная мелодия фильма стала одной из самых популярных песен конца шестидесятых. Автор музыки - Андрей Петров, слова написаны Геннадием Шпаликовым в течение съемок одного из эпизодов. Он предлагал идти в ресторан, но группа должна была вначале закончить съемку.
    Из книги Г. Данелия "Безбилетный пассажир": "Если бы съемки длились дольше, куплетов могло быть не три, а четыре или пять. Песню приняли, но попросили заменить в последнем куплете слова "Над лодкой белый парус распущу / Пока не знаю где".  "Что значит "Пока не знаю где"? Что ваш герой - в Израиль собрался или в США?"
  • Через некоторое время после начала съемок Никита Михалков подошел к Георгию Данелия и попросил поднять гонорар с 8 рублей до 25. Так как это нужно было согласовывать с Госкино, Данелия пошел на хитрость и сказал Никите, что на его место берут другого актера. Никита расплакался, попросил прощения и сказал, что этому его научил Андрон Кончаловский.
  • Ирина Мирошниченко сыграла в этом фильме свою первую роль (сестру Коли).
  • Финальная сцена происходит на станции метро "Университет". Герои прощаются, Алена уезжает на поезде в сторону центра. Коля идет по залу, а Володя садится в поезд на противоположной платформе, чтобы ехать, очевидно, в аэропорт "Внуково" и уезжает┘ в оборотный тупик. Вплоть до 1964 года "Университет" была конечной станцией. Надпись на указателе "Посадки нет" хорошо просматривается. Тем не менее для зрителей, которые увидели фильм в 1964 году, сцена уже не выглядела абсурдной: 30 декабря 1963 года Кировско-Фрунзенская (ныне Сокольническая) линия была продлена еще на 2 станции до "Юго-Западной", откуда действительно стало возможным попасть в аэропорт "Внуково".
  • Жанр "лирическая комедия" был изобретен нарочно для фильма, чтобы обойти претензию Госкино "несмешная комедия". Впоследствии титр "лирическая комедия" был спародирован в фильме "Джентльмены удачи" - превратился в "нелирическую комедию". Георгий Данелия был художественным руководителем этого фильма и соавтором сценария.

Награды и премии

  • Каннский кинофестиваль (1964 год): Георгий Данелия - особое упоминание лент молодых режиссеров
  • Лениградский кинофестиваль (1964 год): Вадим Юсов - приз за операторскую работу и диплом ВЛКСМ
  • Конгресс УНИАТЕК (Милан, 1964 год): Первая премия на конкурсе фильмов
  • Специальная премия Международного кинообзора "Капитолийский Юпитер" за участие в лучшей программе (Рим, 1966 год).
  • Премия за операторскую работу (Вадим Юсов) на кинофестивале трудящихся в Чехословакии.

Художественный фильм (СССР, 1963).
Режиссер: Георгий Данелия
Автор сценария: Геннадий Шпаликов
Оператор: Вадим Юсов
Композитор: Андрей Петров
Текст песен: Геннадий Шпаликов
В главных ролях: Никита Михалков, Алексей Локтев, Евгений Стеблов, Галина Польских.
В ролях: Арина Алейникова, Валентина Ананьина, С. Беседина, Вера Васильева, Мария Виноградова, Евгения Мельникова, Ирина Мирошниченко, Алевтина Румянцева, Ирина Скобцева, Любовь Соколова, Данута Столярская, Владимир Басов, Борис Битюков, Ролан Быков, Вадим Волков, Виталий Бабенко, Петр Должанов, Лев Дуров, Е. Казаков, Уно Масааки, Кю Новиков, Алексей Смирнов, Геннадий Ялович,
а также: Инна Чурикова, Олег Видов, Мария Виноградова - в титрах не значатся.

Иван Дыховичный о фильме (газета "Известия", 16 февраля 2007 года): "Данелия — это такой луч света в темном царстве. Этот человек всегда смотрел на людей с каким-то только грузинам свойственным теплом. Он замечал в нас самое лучшее и смеялся над самым худшим. Смеялся он, и мы смеялись вместе с ним. А еще никто не видел Москву такой красивой, какой ее увидел оператор Вадим Юсов. Я боюсь слова "гений", но был это великий оператор. И вот два таких колосса, совсем молодые еще, вместе с абсолютно молодым, неиспорченным, веселым, легким Михалковым сделали, мне кажется, совершенно невероятную картину. В ней все абсолютная правда. И при этом она абсолютно советская картина. Не придерешься. Потому и смогла проскользнуть сквозь цензуру, что было чудом, потому что наше начальство всегда чувствовало все самое лучшее и последовательно с ним боролось".