О проекте Седьмая симфония

Исполнение Седьмой симфонии в переполненном зале Ленинградской филармонии 9 августа 1942 года и его трансляция по радио стали и музыкальным символом блокады Ленинграда, и невероятно сильным эмоциональным потрясением, подарившим надежду и укрепившим дух людей. Этому событию предшествовала огромная, тяжелейшая работа. Когда руководство страны приняло решение, что Седьмая симфония Шостаковича должна быть исполнена в осажденном городе, в июле специальным самолетом из Куйбышева, куда был эвакуирован композитор, была доставлена партитура. Главному дирижеру Большого симфонического оркестра Ленинграда, Карлу Элиасбергу, было поручено собрать оркестр и начать репетиции. Однако музыкантов, способных сыграть это сложное произведение, в Ленинграде фактически не осталось – кто-то умер от голода в городе, кто-то был призван на войну и погиб на фронте, а кто-то еще продолжал сражаться на передовой.

"Эту историю мне рассказал Алексей Гуськов. Мне всегда казалось, что я много знал про Седьмую симфонию Шостаковича и про ее исполнение в Ленинграде летом 1942-го года. Но, как выяснилось после его рассказа, я не знал ничего, – комментирует режиссер фильма Александр Котт. – Наш фильм – это история не про Шостаковича и не про то, как он писал симфонию. Наш фильм про людей, которые ее исполняли. История про Карла Элиасберга, скромного и одновременно амбициозного, одержимого музыкой дирижера, которому было поручено собрать оркестр. Собрать восемьдесят профессиональных музыкантов после первой блокадной зимы в Ленинграде – это уже подвиг. Оркестр – это не просто люди, сидящие каждый по отдельности за своим инструментом, это единый организм, одно дыхание. Люди в оркестре сыгрываются годами, а тут надо было быстро собраться, отрепетировать и исполнить так, чтобы весь мир запомнил и понял, что город жив".

"Это пронзительная человеческая история о войне, любви и великой музыке, – комментирует исполнитель главной роли и продюсер фильма Алексей Гуськов. – Мы всегда ищем истории, способные отозваться в зрителе, увлечь его, дать возможность эмоционального подключения. Надеемся, что "Седьмая симфония" станет именно таким фильмом, при просмотре которого зрители смогут сопереживать этому одновременно страшному, сильному и красивому событию. У нас получился сильный и убедительный сценарий, над которым работал коллектив авторов – в нем есть жизнь и объемные, живые характеры. В фильме я исполняю роль дирижера Карла Элиасберга. Часто цитируемая фраза Мстислава Ростроповича: "Между жизнью и смертью нет ничего, кроме музыки" – это самая точная из характеристик, которые я могу дать своему герою".

"Седьмая симфония" – это эмоциональный человеческий рассказ о людях, оказавшихся в фактически несовместимых с жизнью обстоятельствах, – комментирует продюсер фильма Сергей Мелькумов. – В ситуации, когда победа голодающей плоти над духом была настолько очевидна, что, казалось, музыка никому не нужна. Мощный актерский состав, детальное воссоздание визуального мира той эпохи – надеемся, все это поможет современному зрителю прочувствовать атмосферу того времени".

Фильм снят по заказу телеканала "Россия 1" кинокомпаниями "Нон-Стоп Продакшн" Александра Роднянского и Сергея Мелькумова и "58,5 Продакшн" Алексея Гуськова.

Режиссер: Александр Котт
Авторы сценария: Зоя Кудря, Наталья Назарова, Алексей Караулов
В ролях: Алексей Гуськов, Алексей Кравченко, Елизавета Боярская, Наталья Рогожкина