О проекте Большой. Х/ф

Большой театр не впервые становится съемочной площадкой. Но впервые на исторической сцене этого легендарного театра был снят фильм, о котором даже профессиональные танцовщики говорят: "Так все здесь и происходит, это настоящий балет". В мировом кинематографе можно вспомнить считаные картины на сюжеты, связанные с балетом. В отечественном кино их почти не было, в постсоветской России не снято ни одной. Новый фильм Валерия Тодоровского "Большой" фактически открывает мир балета для киноэкрана.

История восхождения юной провинциалки Юли Ольшанской на балетный олимп начинается в провинциальном шахтерском городке: ее, танцующую на улице, замечает бывший артист балета Потоцкий (Александр Домогаров). Когда-то он и сам подавал большие надежды, а теперь не может пройти мимо уникального дарования и прочит девочке будущее великой балерины, достойной главной сцены страны.

В новой жизни Юлю ждут победы и потери, каждодневная муштра и первый успех. День за днем ей придется преодолевать сопротивление маститых педагогов и собственные комплексы. Жизнь и профессия будут ставить героиню перед трудным выбором, и единственным союзником на этом пути останется ее наставница (Алиса Фрейндлих), которую объединит с ученицей не только вздорный характер, но прежде всего - талант и готовность служить большому искусству, которое всегда требует жертв. Превращение в приму потребует невероятного самоотречения, и Юля на собственном опыте должна будет убедиться, что большой балет - это не только белизна пачек, золото лож и скольжение шелковых лент. Но никакие препятствия не остановят того, у кого есть Большая Мечта.

Новый фильм Валерия Тодоровского - классический роман взросления. Его вполне можно считать новой версией популярной сказки, сюжет которой, казалось бы, идеально ложится на балет – если не рассматривать балетную среду под микроскопом так, как это сделал Тодоровский, представивший мир классического танца как отдельную территорию, на которой возможно все.

Валерий Тодоровский (режиссер): "Это не фильм, в котором надо было экспериментировать и ломать стереотипы, наоборот - это фильм про сами стереотипы. История, которую я рассказываю, очень проста: как люди попадают на эту сцену, как они проживают жизнь, ради того, чтобы постоять на ней пять минут".

Алиса Фрейндлих, сыгравшая преподавательницу Юли, вспоминает: "За время, прошедшее с нашей первой работы - "Подмосковных вечеров" (1994), имя Тодоровского ознаменовалось таким количеством замечательных фильмов, что даже если бы я была в полубессознательном состоянии, я бы, наверное, отбросила все болезни и занятости и побежала бы… Мне понравилась история. И понравилась роль. Тетка моя (Белецкая) жесткая, острая - это всегда интересно. Кроме того, балет - давняя моя страсть. Я балетоманка, бегала в детстве в Мариинский театр… Валерий Петрович говорил, что в Белецкой нужна дисциплинарно очень жесткая женщина, которая может себе позволить и стукнуть, и ущипнуть… Она должна быть железная, когда она учит. И должна иметь достаточно добра и понимания, чтобы испытывать сострадание к ученице. Достоевский по этому поводу говорил: "Что такое душа человеческая? Это постоянная борьба бога с дьяволом". Ну, стало быть, добра со злом. Вот на этом скрещении противоположностей мне и хотелось сделать характер".

В фильме снималось 70 профессиональных артистов балета и "балетные" дети. Мучительный процесс их поиска, занявший полтора года, Тодоровский называет самым тяжелым кастингом в своей жизни: "Во-первых, надо было найти профессиональных балетных артистов, которые играли бы драматические роли. Потом – найти тех, кто сыграет героев в детстве, и сделать так, чтобы существовало хоть какое-то портретное сходство, и можно было поверить, что это та самая девочка, из которой выросла вот эта девушка. Искали везде, где могут в принципе быть такие люди: в Академии хореографии в Москве, в Хореографическом училище имени Вагановой в Петербурге и вообще где угодно".

Кастинг проводился в Казани, Уфе, Перми, Воронеже, Новосибирске, Екатеринбурге, Санкт-Петербурге, Москве, Вильнюсе, Варшаве. В Варшаве и нашли исполнительницу главной роли. "Маргарита Симонова, - говорит Тодоровский, - работает в варшавском театре, который тоже называется "Большой", что само по себе забавно. Она русская из Вильнюса. Русские балетные танцуют сейчас везде".

Маргарита Симонова вспоминает, что приглашение сниматься в "Большом" получила в сообщении в соцсетях: "Меня где-то увидели, как-то нашли. Написали, что Валерий Тодоровский снимает картину про большой балет и ищет актрису на роль героини. Конечно я хорошо знакома с его творчеством, даже представляла себе, как он выглядит. Но все это только убеждало меня, что приглашение - розыгрыш, чья-то разводка. Я спросила, на какую роль. Ответили, что на главную. В это я тем более не могла поверить, но выяснилось, что все – правда! В октябре 2014 года я приехала на пробы в Вильнюс – к тому времени я уже больше четырех лет танцевала в Варшавском театре. Решение было принято очень быстро: не успела я вернуться в Варшаву, как меня позвали на пробы в Москву".

Соперница Маргариты по фильму, Анна Исаева (она сыграла Карину) - как раз московская балерина. Окончила ту самую Московскую государственную академию хореографии, в которой происходит большая часть действия фильма.

Год шли поиски юной балерины, которая могла бы подойти на роль Юли - девочки. В итоге ее сыграла спортсменка - 14-летняя Катя Мануйлина (в то время ей было 12), призер первенства Москвы по художественной гимнастике. На съемки Катю отпускали с большим трудом: кино не вписывается в строгий график тренировок, тем более что Катя - кандидат в олимпийский резерв страны.

Как говорит о своей напарнице Маргарита Симонова: "Мне казалось, мы с Катей совсем разные, но со временем я поняла, что мы похожи - темпераментом, характером, устремленностью… Да, Катя не балетный человек, она спортсменка, но я тоже начинала как спортсмен - занималась акробатикой с пяти лет. В девять начались проблемы со здоровьем, я перепробовала много кружков, все виды танцев. Мне было почти 12 лет, когда мы приехали в Вильнюс, поступать в хореографическую школу. Взяли сразу во второй класс - я была старше других, маме сказали: "Мы дадим ей шанс".

Интересные факты:

  • Валерий Тодоровский стал не только режиссером проекта, но сопродюсером и соавтором сценария. Ему же принадлежала идея снять фильм про балет.
  • "Название "Большой" пришло сразу, - говорит Тодоровский, - потому что это некий знак. Большой - это не просто балет и не просто классический балет, это русский балет. Если ты в любой точке земного шара произнесешь слово "Большой", все это знают и понимают, о чем речь идет. И надо было получить разрешение на использование этого названия. Для этого сначала надо было показать фильм руководству театра -  в том виде, когда уже можно понять, что за кино, потому что Большой театр - серьезный бренд. Но я встретил полное понимание со стороны директора театра, Владимира Георгиевича Урина. Я очень благодарен театру и людям, которые там работают - за помощь, консультации, возможность там снимать".
  • Съемки проходили в Москве, Минске, Кировске. Часть съемок прошла на исторической сцене Большого театра.
  • Съемочный процесс занял 80 съемочных дней, из них 14 - в Большом.
  • "Большой" - десятый фильм Валерия Тодоровского, чьи картины являются постоянными участниками и призерами престижных российских и международных фестивалей.
  • Оператор Сергей Михальчук - лауреат кинофестиваля в Сан-Себастьяне за фильм Тодоровского "Любовник". "Большой" - третий совместный проект (после "Любовника" был "Мой сводный брат Франкенштейн"). Накануне первого съемочного дня фильма "Большой" Михальчук стал лауреатом Берлинского кинофестиваля (совместно с оператором Евгением Привиным) за фильм Германа-мл. "Под электрическими облаками".
  • Постановкой танцев занимался хореограф Олег Глушков, работавший с Тодоровским на "Стилягах" и сериале "Оттепель".
  • Музыку для фильма написали композиторы Павел Карманов и Анна Друбич, дочь известного режиссера Сергея Соловьева и актрисы Татьяны Друбич. Павел Карманов посвятил свою музыкальную композицию Past Perfect пианистке Ксении Башмет, которая, в свою очередь, является дочерью известного альтиста и дирижера Юрия Башмета. Ксения принимала участие в записи музыки к фильму.
  • Художник по костюмам Александр Осипов, работавший с Валерием Тодоровским на "Стране глухих" и "Любовнике", создал для фильма "Большой" более 500 костюмов. 
  • Известный дизайнер Алена Ахмадуллина выступила в фильме художником по костюмам героини Алисы Фрейндлих.
  • Первоначальная версия фильма длилась три часа. Впоследствии режиссер перемонтировал картину, сократив ее на треть.
  • Дата выхода в прокат в России - 11 мая 2017 года.
  • Фильм создан при поддержке телеканала "Россия" и Фонда кино.

Режиссер: Валерий Тодоровский
Автор сценария: Анастасия Пальчикова
Продюсеры: Валерий Тодоровский, Антон Златопольский
Оператор: Сергей Михальчук
В ролях: Маргарита Симонова, Анна Исаева, Алиса Фрейндлих, Александр Домогаров, Валентина Теличкина, Николя Ле Риш

Официальный сайт картины
Инстаграм