О проекте Психоз. Х/ф

По роману Роберта Блоха.

У Мэрион Крэйн роман с женатым мужчиной Сэмом Лумисом. Но ей давно опостылело все: ей приходиться тайком встречаться, урывками любить, делить любимого с его женой и чужими детьми. А что же взамен? Сэм вечно чем-то недоволен и раздражен, он никогда не женится на Мэрион, ведь большая часть его денег уходит на алименты. Поэтому однажды Мэрион решается на отчаянный поступок, она крадет у одного из своих клиентов кругленькую сумму в 40 000 $ и уезжает из города...

По дороге ее настигает ливень, и она останавливается на ночь в пустующем мотеле. Но, как оказалось, молодой человек, некий Перкинс, который является владельцем мотеля и единственным его работником, психически не совсем здоров.

Он очень боится своей давно почившей матери, боится и любит ее настолько, что не верит в ее смерть. Он мумифицирует тело, надевает на голову парики и разговаривает с ней. И она отвечает ему, во всяком случае, так ему кажется. А самое ужасное то, что мамочка "запрещает" ему любить женщин. "Запрещает" даже думать о них, и вот, когда в его мотеле появляется прелестная Мэрион, мамаша "уговаривает" сынка укокошить ее, а машину и тело утопить в ближайшем болоте...

Интересные факты

Именно эта лента Альфреда Хичкока стала первым психологическим триллером,  в котором появился образ маньяка, преследующего жертву с ножом в руке.

Роман Блоха основан на реальной истории маньяка-убийцы Эда Гейна, образ которого был также использован в фильмах "Техасская резня бензопилой" (1974) и "Молчание ягнят" (1991).

В 1998 году Гас Ван Сэнт снял римейк ленты, посвятив его памяти великого режиссера.

Хичкок своей картиной ставил эксперимент - он хотел понять, как среагирует публика, если звезду убить в самом начале картины.

В романе Роберта Блоха Норман Бейтс - маленький, толстый, немолодой и довольно непривлекательный. Хичкок же решил сделать этого героя молодым и симпатичным.

До того, как Марион крадет деньги, ее белье и сумочка - белого цвета. После кражи они становятся черными. Хичкок это сделал умышленно, показав тем самым, что героиня совершила плохой поступок.

По мнению Хичкока, сцена в душе не нуждалась в музыкальном сопровождении. Но когда композитор Бернард Херманн все-таки сочинил музыку для этого эпизода, Хичкок изменил свое решение. Позже инновационным, бьющим по нервам "крикам" скрипок Херманна многие подражали.

Картина специально снята на черной-белой пленке, так как Хичкок боялся, что в цвете фильм покажется слишком кровавым.

Чтобы имитировать характерный звук, возникающий, когда нож вонзается в тело, нож втыкали в дыню.

Сам Хичкок появляется в фильме на 4 минуты: находясь рядом с офисом Мэрион, он надевает ковбойскую шляпу.

Гонорар Энтони Перкинса составил $40 000. Точно такая же сумма была украдена Мэрион.

По опросу журнала Entertainment Weekly  "Психоз" занял 11-е место в списке самых лучших фильмов за всю историю кинематографа. Кроме того, он оказался лучшим и среди всех фильмов ужасов.

Премии и награды

ОСКАР (1961)

Номинирован в категориях:

Лучший режиссер - Альфред Хичкок
Лучшая актриса второго плана - Джанет Ли
Лучшая операторская работа (чб) - Джон Л. Расселл
Лучшая работа художника

В 1961 году удостоен премии "ЗОЛОТОЙ ГЛОБУС" за Лушую женскую роль второго плана - Джэнет Ли

Режиссер:  Альфред Хичкок
Композитор: Бернард Херрманн
Спецэффекты: Клэренс Шэмпэйн
В ролях: Энтони Пeркинс, Джэнет Ли, Вера Майлс, Джон Гэвин, Мартин Болсам