О проекте Настя. Х/ф

Фильм снят по сказке А.Володина "Происшествие, которое никто не заметил".

В крошечной квартирке чердачного этажа живет скромная и некрасивая девушка Настя, которая работает в маленьком магазинчике канцтоваров. Она ничем не выделяется из толпы и мечтает стать красавицей. Как-то девушка знакомится с подвыпившим парнем, даже приводит его домой, чтобы представить своей маме, которая спит и видит Настеньку счастливой и с женихом. Но... 

Отчаявшись, девушка уже не думает ни о чем, кроме своей внешности, в которой она видит главную причину своих несчастий. И однажды утром Настя не узнает себя - ночью она превратилась в длинноногую красавицу! И все меняется: за ней ухаживают мужчины, женщины ей завидуют. Она теряет подружек, которые не узнают в ней свою Настю. Только ее мать не замечает никаких перемен в дочери. Новое лицо не приносит девушке ничего, кроме горьких разочарований и, засыпая, она мечтает проснуться прежней, с веснушками и рыжей косой...

Георгий Данелия (режиссер): "Настю" часто по телевизору показывают. Вроде бы чистой воды сказочка. Но так ли это? Мы быстро все забываем, но я-то хорошо помню, что снимался фильм в трудное время, когда казалось, что в стране вот-вот начнется гражданская война. В Москве улицы и площади были грязными, толпы людей торговали едва ли не в каждой подворотне. По проспектам привычно ездили танки и БТРы. Настроение в обществе было ужасное. На экране шли отечественные боевики, которые вовсю состязались с американскими в показе жестокости и насилия. Как быть в этой ситуации режиссеру? Окунуть зрителей еще раз в эту страшную реальность? Но это будет бесчеловечно. Не замечать ее? Но это будет нечестно...

Вглядитесь сегодня в "Настю". Там есть эта горькая атмосфера времени. Есть военные, торгующие бензином. Есть пустые магазины, где, кроме ластиков, ничего не продается. Есть убогая хижина главной героини и роскошные апартаменты некоего префекта. Есть танк, который тащит трамвай ввиду хронического отсутствия электричества. Есть военный хор, вдохновенно поющий: "Вот возьму и повешусь, и меня закопают". Наконец есть шоковая сцена в метро, когда элита в смокингах пьет шампанское и ест икру, а несчастные, голодные люди в проезжающем вагоне прилипают к окнам, горестно наблюдая этот пир во время чумы...

Вот такое получилось "утешительное" кино. Другое дело, что сверх и помимо этого есть в "Насте" и кое-что еще. Есть надежда, вера. Есть какой-то светлый ангел, что ли. А откуда он каждый раз возникает в моих картинах, я и не знаю. Может, все дело в том, что сам я при всех своих недостатках человек, в сущности, добрый".

Полина Кутепова (актриса): "Я всегда говорю: мне очень повезло в том смысле, что жизнь подарила такую возможность - поработать с Георгием Данелия. Для Данелии актеры - не инструмент, а личности, он снимает актерское кино. Поэтому и на съемках просто царит атмосфера особой человеческой близости".

Художественный фильм (Мосфильм, 1993).
Режисcер: Георгий Данелия
Авторы сценария: Георгий Данелия, Александр Адабашьян
Оператор: Павел Лебешев
В ролях: Полина Кутепова, Валерий Николаев, Ирина Маркова, Евгений Леонов, Александр Абдулов, Юлий Гусман, Савелий Крамаров, Леонид Ярмольник, Галина Петрова, Нина Тер-Осипян, Александр Потапов, Роман Мадянов, Михаил Трясоруков, Александр Адабашьян, Юрий Рост