О проекте Ко мне, Мухтар! Х/ф

Экранизация психологической повести Израиля Меттера "Мухтар".

Мухтар попал на службу в милицию случайно. Его легкомысленная хозяйка оставила собаку в вагоне поезда на одной из станций. Несомненно, Мухтар стал бы бродячим псом, но неожиданная встреча с лейтенантом милиции Глазычевым (блестящая драматическая роль Юрия Никулина) перевернула его жизнь.

Следователю удалось сделать из овчарки настоящую розыскную собаку. Самоотверженный пес стал преданным другом своему хозяину. Мухтару не раз приходилось задерживать преступников и даже спасать жизнь Глазычеву. Там, где было опасно, пес всегда шел впереди.

Однажды при выполнении опасного задания Мухтара тяжело ранили. К счастью, он остался жив, но работать уже не мог. И следователь добился того, чтобы собаке позволили жить в питомнике при милиции "на пенсии".

Интересные факты

Материал взят из книги Юрия Никулина "Почти серьезно..." (серия "Мой XX-й век"); Москва, "Пресса", 1992 год.

Пса для главной роли искали очень долго, после тщательного отбора, наконец, остановились на двух претендентах. Первую собаку звали Байкал, а вторую, помоложе, назвали Мухтаром. На кинопробах убедились, что собаки похожи. Режиссер предполагал, что Мухтар сыграет молодого Мухтара (повесть рассказывает о жизни собаки на протяжении десяти лет), а Байкала снимут в роли взрослого Мухтара.

Несколько раз Юрий Никулин выезжал с милицией на операции, познакомился со многими проводниками розыскных собак. Работники милиции охотно делились своим опытом. В качестве консультанта фильма пригласили капитана милиции Сергея Подушкина, который занимался с Никулиным так, как будто ему действительно предстояло стать работником милиции. Актер вставал рано утром, надевал милицейскую форму, полушубок и отправлялся в питомник - там выпускали из клеток двух собак. Чтобы они привыкали к Никулину, он их выгуливал и кормил. После этого актер уезжал в цирк (шли школьные зимние каникулы) и, отработав три спектакля, снова возвращался в питомник. Это продолжалось более двух недель.

Зимнюю натуру выбрали в Кашире. В цирке с трудом отпустили Юрия Владимировича на четыре месяца для участия в съемках. Тогда никто и не предполагал, что работа над фильмом займет целый год.

В самом начале работы режиссер сказал Юрию Владимировичу:

- Имейте в виду, вы находитесь в сложном положении!

- А что такое?

- Самое трудное - играть с детьми и животными. Собака на экране всегда получается достоверной и органичной, а вот вам придется попотеть.

Собаки были приучены ко всему: бежать, стоять, сидеть, лежать по команде, бросаться на "преступника", если он замахнется на них ножом. Но когда Байкал с Мухтаром попали на съемочную площадку, когда зажгли осветительные приборы, заработала камера и загудел, поднимая снежную пыль, ветродуй, собаки наотрез отказались сниматься. Они испуганно озирались по сторонам, потом легли на снег и ни за что не хотели сдвинуться с места.

Проводник подбадривал собак, кричал, подкармливал сахаром, но ничего не помогало. К съемкам собаки не были приучены. Режиссер, оператор, директор картины смотрели на Байкала и Мухтара умоляющими глазами. Проводник растерялся, чувствуя себя виноватым, но собаки не поддавались. Больше всего они боялись ветродуя. Как только его включали, у собак от страха прижимались уши.

Так прошло пять дней. Каждый съемочный день стоил три тысячи рублей. Киногруппа работала впустую, и директор фильма в панике кричал:

- Сто пятьдесят тысяч собакам под хвост. Это же ужас!

Художественный фильм (Мосфильм, 1964).
Режиссер: Семен Туманов
Сценарий: Израиль Меттер
Оператор: Александр Харитонов
Оператор: А. Ахметова
Художник: Г. Колганов
Композитор: Владимир Рубин
В ролях: Юрий Никулин, Владимир Емельянов, Леонид Кмит, Юрий Белов, Алла Ларионова, Федор Никитин, Николай Крючков, Сергей Голованов, Владимир Гуляев, Лев Дуров, Вадим Захарченко, Юрий Медведев, Екатерина Савинова, Тамара Логинова, Лидия Савченко