О проекте Мистерия жизни. Народный художник Илья Глазунов

Вокруг имени Ильи Глазунова скандалы не стихают вот уже четыре десятилетия. В семидесятые годы Глазунов казался властям слишком "русским", теперь многим русским людям он кажется слишком близким к властям. Одни расценивают его грандиозные полотна как откровение, другие называют их чем-то сродни фотоколлажам и плакатам, выполненным с точным знанием законов конъюнктуры…

Основные события биографии Глазунова широко известны. Но впервые зрители узнают о неизвестных подробностях, казалось бы, известных фактов его жизни. Например: в 1949 году, окончив среднюю художественную школу, осознавая, что "мир во зле лежит", Илья приехал в Киево-Печерскую лавру, чтобы стать монахом. Но старцы его не благословили, сказали, что в миру он нужнее…

Предки Глазунова - выдающиеся люди империи: прапрадед Арсеньев - воспитатель царя-освободителя Александра Второго, Григорьев - начальник Петербургского кадетского корпуса, другом семьи был основоположник критического реализма в живописи Павел Федотов…

Авторы фильма впервые раскрывают тайны семейного архива художника. Например, переписку Ильи с матерью, брошенной родственниками умирать в блокадном Ленинграде.

В фильме есть и рассказ о трогательной истории любви: в 25 лет под сводами Императорской академии художеств студент Глазунов встретил женщину своей судьбы, которая стала его женой - Нину Виноградову-Бенуа. Происходила она из знаменитой семьи Бенуа. Вместе они прожили тридцать лет. Ее трагическая гибель навсегда оставила след в душе художника.

Впервые рассекречиваются материалы отдела культуры ЦК КПСС, связанные с несостоявшейся выставкой 1978 года, когда грандиозное полотно "Мистерия ХХ века" хотели снять с экспозиции. Эту картину, первый вариант которой был написан в 1977 году, по своему действию можно сравнить со взрывом атомной бомбы. Художник выполнил титаническую работу, показав на своей картине через конкретные образы людей апокалиптическое бытие XX века.

Важная веха в творчестве Ильи Глазунова - работа над интерьерами Большого Кремлевского дворца. Воссозданный им Николаевский зал органично украсили картины "Голгофа", "Царевич Дмитрий", "Иван Грозный", "Два князя".

В фильме Илья Глазунов сам выступает экскурсоводом по возрожденному Кремлевскому дворцу.

Автор и режиссер: А. Макеев