О проекте Великолепный князь. Григорий Потемкин

Фильм Алексея Денисова
"Потемкинские деревни" - так говорят  о чем-либо, устроенном для создания ложного показного благополучия, скрывающего истинное положение дел. Принято считать, что выражение это возникло как реакция трезвомыслящих людей, русских и иностранцев, которые во время путешествия Екатерины II в Новороссию и Крым не дали ослепить себя пышными празднествами, устроенными князем Григорием Потемкиным.
Что же помешало этим трезвомыслящим людям за "потемкинскими деревнями" заметить современный Днепропетровск, Херсон, Севастополь, насчитывающие сотни тысяч жителей, как смогли они не увидеть  российский черноморский флот?!
"Миф о потемкинских деревнях" возник задолго до южного путешествия  императрицы далеко за пределами российской империи. Его автором был саксонский дипломат Гельбриг. Кипучая деятельность князя Григория Потемкина обратила на себя внимание недоброжелателей России. Его проекты освоения новых земель, присоединения Крыма и Северного Кавказа, создания черноморского флота при всей фантастической грандиозности, были не только тщательно продуманы, но и блестяще реализованы.
В Новороссии и Крыму благоустраивались города, строились каменные и деревянные здания, прокладывались дороги, а в Европе и Петербурге распускались слухи о неудачах фаворита в Новороссии и "бумажном флоте" на Черном море -  о  так называемых "потемкинских деревнях".
После смерти светлейшего князя Григория Потемкина иностранные дипломаты назвали сплетни о "потемкинских деревнях" подлинными фактами, XIX век добавил к  слухам лишь скандальные подробности любовных интриг светлейшего, а при большевиках о князе помнили благодаря восстанию матросов на броненосце, носившем его имя. И сегодня, например, на Украине стараются не вспоминать основателя Новороссии.
После десятилетий позора, забвения и лжи стоит признать в Потемкине одну из ключевых фигур русской истории. В "золотом" XVIII веке рядом с Григорием Александровичем по масштабам, роли, значению и результатам деятельности поставить некого.
Под предводительством Потемкина всего за 10 лет было освоено Северное Причерноморье - Новороссия: основаны Херсон, Екатеринослав,  Николаев,  Севастополь, Никополь, Павлоград, построен порт в Феодосии. В Екатеринославле была  открыта чулочная фабрика, где ткались чулки лучше, чем французские – первая пара была преподнесена Потемкиным императрице в скорлупке грецкого ореха – столь тонкая это была работа.
Любопытный факт: в новую южную столицу Екатеринослав в качестве ректора консерватории светлейший князь планировал пригласить Моцарта. Он  слышал, что тот недоволен своим положением в Вене. К сожалению, осуществлению этого масштабного проекта помешала смерть композитора. Иначе Моцарт мог стать первым ректором Днепропетровской консерватории.
Потемкину принадлежит слава основателя Черноморского флота. Именно он  облюбовал бухту близ татарской деревни Ахтиар и превратил "гавань, лучше которой не было во всем свете" в стоянку русского флота, названную им Севастополем. На верфях Херсона, Таганрога и Севастополя сооружались корабли и фрегаты. Укреплять  Севастополь Потемкин начал сразу же после присоединения Крыма к России.
"Между делом" князь увлекался созданием английских парков и французских виноградников в Крыму, думал об улучшении породы овец и сохранении древних крепостей и дворцов полуострова. Он вдохнул новую жизнь в древние города Крыма – Феодосию, Евпаторию, Бахчисарай.
Каким был на самом деле великолепный князь Тавриды, светлейший князь Римской империи, первый и лучший сподвижник Екатерины Великой? Были ли "потемкинские деревни" реальными поселениями или театральными декорациями? Почему Потемкина ценил австрийский император Иосиф II, любили Суворов, Ушаков? Державин и Сумароков оставили хвалебные оды, посвященные ему, полные искреннего восхищения. Так почему же князь был так нелюбим в отечестве?
Ответить на эти вопросы стало возможно только сейчас, когда открыты архивные документы, опубликована переписка Потемкина и Екатерины, стали доступными донесения иностранных дипломатов своим государям.
В фильме будут показаны уникальные предметы из закрытых фондов государственных музеев, в их числе единственная прижизненная восковая маска Потемкина, его ордена, медали, царские подарки, многочисленные архивные документы, кино- и фотоматериалы, многие из которых российский зритель увидит впервые.