Новости

Ларс фон Триер: "Я не смотрю кино"

- Я боюсь страданий и смерти, как и все остальные.

Ларс Триер. Родился 30 апреля 1956 года. Снял 21 фильм. Из них наиболее известны: "Догвилль", "Рассекая волны", "Танцующая в темноте".

Он - великий провокатор. С его фильмов людей выносят без сознания. С его фильмов люди уходят сами, кляня себя за потерянный вечер. Его фильмами восхищаются, считая его гением кинематографа. Картины Ларса фон Триера служат темами для исследований, материалами для диссертаций, предметом изучения в университетах.

- Я чувствую себя довольно хорошо, когда снимаю кино, я чувствую себя как альпинист, чувствую, что могу это сделать, но без каната. Давайте сделаем это без каната. Конечно, в некотором роде я рисуюсь, но надеюсь, что если я преуспею, это что-то мне даст.

Рисуется? Может быть. Но некоторые его поступки действительно сложно объяснить. Он сам прибавил к своему имени приставку "фон". Он бросил беременную жену и сошелся с няней их первого ребенка. Он ненавидит путешествовать и не любит смотреть кино.

- Я не смотрю кино уже 5 или 6 лет. В этом плане я ужасен. Я смотрел много фильмов, когда был молодым, смотрел их в большом количестве, около четырех-пяти фильмов в день. Тогда я решил для себя двигаться в определенном направлении, и я все еще двигаюсь в этом направлении. Я боюсь смотреть кино, потому что могу начать сомневаться в том, где находится мое направление.

Где направление Ларса фон Триера? В подчеркнуто некинематографических “Идиотах” или в близкой к голливудским стандартам картине “Рассекая волны”? В фильме “Измерение”, над которым он собирается работать 30 лет и выпустить на экраны в 2024 году? Может быть, это нарочито театрализованный “Догвилль”, который будет показан на канале “Россия”? Не факт, что ответы на эти вопросы знает и сам Ларс фон Триер.

– Знаете, часто, когда я смотрю какой-либо фильм, я вижу, что в нем утерян некий элемент волшебства. И думаю, я выяснил, что это за волшебство. Когда ты смотришь нормальный фильм, натуралистический фильм, существует определенный договор, негласный договор между зрителями и самим фильмом о том, что может произойти на экране. Но если ты сделаешь картину более сложной или более простой, то в основе этого договора будет лежать некое вознаграждение. Это как когда ты был ребенком, играл в разные игры - например, рисовал маленький домик, в котором хотел бы жить, а твой сосед нарисовал большой дом, и ты думаешь: "Черт, его дом больше!" Так и в кино. Негласный договор со зрителем возвышает фильм и несет в себе вознаграждение.

По материалам программы "Синемания"