Новости

Оливер Стоун: "Американцы - как страусы"

Уильям Оливер Стоун. Родился 15 сентября 1946 года. Снял 20 фильмов. Наиболее известные: "Лицо со шрамом", "Взвод", "Группа "Дорз", "Прирожденные убийцы", "Рожденный четвертого июля".

На счету режиссера - две награды за Вьетнам и несколько арестов за употребление наркотиков. У него три "Оскара", но мало кто из актеров может выдержать его стиль режиссуры. Снимая ленту "Рожденный четвертого июля" он предложил Тому Крузу сделать укол в позвоночник, чтобы вызвать у него временный паралич нижней части тел и дать почувствовать актеру реальные страдания вьетнамского ветерана. Работая над "Взводом", он заставил труппу совершить настоящий марш-бросок по джунглям с полной выкладкой. Он снимает фильмы об американских президентах и кубинском диктаторе. На него подают в суд, после его фильмов убивают, с ним затевают драку на Венецианском кинофестивале. Он - великий провокатор, великий режиссер, невозможный человек.

- Мне всегда было сложно провести грань между комедией и серьезной постановкой. Я не мыслю этими категориями. Обычно подобные оценки дают кинокритики -  у этих людей есть потребность раскладывать все по полочкам. А в жизни нет четких жанров, жизнь - это сложное переплетение трагедии, драмы и комедии. Смешного и трагического.

- Хэппи-энды приносят кассовые сборы. Это факт. Двадцать пять процентов зрителей хотят увидеть хэппи-энд. Иначе они не удовлетворены. Да они просто не пойдут в кинотеатр, если не уверены в хорошем исходе сюжета. Американцы - как страусы, они при первой опасности  норовят зарыть голову в песок. Они привыкли жить в изолированной выдуманной реальности. Американцы не хотят знать про концентрационные лагеря, про ГУЛАГ. Они видят в кино уход от реальности. Впрочем, как большинство людей. Уход. Мне самому нравятся хэппи-энд. Но я готов воспринять и плохой трагический финал. Или трагикомический финал. Он тоже имеет право на существование.

- Мы думаем, что все понимаем в кино. А оно играет с нами злую шутку. Вот написан замечательный диалог, сцена прекрасно выписана на бумаге, режиссер снимает - и все волшебство куда-то улетучивается. Или, наоборот, на бумаге - ничего особенного, а на экране происходит чудо. Откуда берется это чудо? Где та точка, в которую бьет молния? В чем загадка? Иногда - это жест актера. Или неуловимый подтекст, или взгляд, которым, как тебе кажется, он хочет выразить что-то особенное. Это все в твоем воображении - субъективное восприятие каждого зрителя. Так что, в кино сочетается множество таинственных факторов. И, честно говоря, никто до сих пор не смог объяснить, как это все срабатывает.

По материалам программы "Синемания"