Новости

"Судьба – прибежище боязливых людей"

Джон Тертлтауб. Родился в 1964 году. В качестве режиссера поставил 11 фильмов. Наиболее известные его ленты: "Феномен", "Инстинкт", "Пока ты спал".

Режиссера Джона Тертлтауба тяжело представлять публике. Он непубличный человек: не дает интервью, не появляется на страницах модных журналов, не рассуждает о политике. А еще он не любит критиков…

- Критики смотрят по 5 фильмов в день, им просто нравится критиковать
…не верит в судьбу…
- судьба – это прибежище боязливых людей
…и не полагается на спецэффекты.
- Я предпочитаю обходить спецэффекты стороной. Я использую их только тогда, когда совсем не могу без них обойтись.

Именно этот, не известный широкой публике человек, снял  знаменитую комедию "Пока ты спал" с Сандрой Баллок и Биллом Пуллмэном, фантастическую драму "Феномен" с Джоном Траволтой и Робертом Дюваллом и триллер "Инстинкт" с Энтони Хопкинсом и Кьюбой Гудингом.

- Конечно, знаменитые кинозвезды оказывают на тебя давление. И самое тяжелое – это знать всех великих режиссеров, с которыми они работали. Я обнаружил, что хочу оправдать ожидания звезд. Они работали с Фрэнсисом Фордом Копполой, со Стивеном Спилбергом, со Стивеном Содербергом. Мне необходимо чувствовать, что я даю своим актерам столь же много, сколько они получали от других режиссеров. …А жанр не столь важен, я думаю, что понятие "жанр" сильно преувеличено. Зрителя не столько волнует жанр, сколько качество. Любой будет счастлив посмотреть хороший вестерн вместо плохой картины о космосе. Я лучше отправлюсь смотреть хорошую мелодраму, а не плохой фильм ужасов.

В ходе беседы также выяснилось, что Джон Тертлтауб с уважением относится к русской драматургии, с сожалением – к ее отсутствию в Америке, и с почтением – к методам Станиславского.

- Я ненавижу импровизацию. Я не против импровизации во время репетиций. Но во время съемок она сводит меня с ума. Конечно, иногда получаются совершенно фантастические вещи, иногда получается что-то новое, но по большому счету лучше все же импровизировать во время репетиций.

- Чтобы увидеть русскую драму в Америке, нужно сильно постараться. Да и русские не очень часто приезжают. Приезд советских исполнителей всегда становился большим событием в Америке. Мы строили замечательный артистический мост. А сейчас, когда нет никаких политических препятствий, Америка вдруг перестала заниматься этим. Нам стало все равно. В действительности, интерес к русскому искусству пропал, вместо того чтобы повыситься. Если оценивать русскую культуру в Штатах по количеству, то это будет практически ноль. А ведь было гораздо больше. В колледже я изучал театр, это был основной предмет. Поэтому я прочел много русских пьес. Но после Чехова я уже не знаю ни одного автора. У меня есть чувство, что множество пьес было написано за последние сто лет. Но мне, к сожалению, неоткуда об этом узнать.

И последний штрих к портрету автора "Феномена" и "Инстинкта". Он циничен. Но очень искренен:

- Коллеги часто говорят: "режиссура – это единственное, чем я бы мог заниматься!" Но это неправда. Если бы мне платили столько, сколько сейчас, за работу учителя, думаю, я бы занимался учительством.

По материалам программы "Синемания"