Новости

Пол Верховен помнит множество страшных деталей

Пол Верховен. Родился 18 июля 1938 года. Снял 23 фильма. Наиболее известные: "Вспомнить все", "Турецкие сладости", "Основной инстинкт".

Пол Верховен снимает жесткое кино. Настолько жесткое, что многие обвиняют его в чрезмерной жестокости и натурализме. Но причину такого подхода можно легко понять, пролистав страницы биографии режиссера. Его детство прошло под звук падающих на Амстердам бомб. Сам Верховен говорит, что именно в детстве он перестал бояться смерти и вида крови.

- Я помню всполохи в небе, прожектора, трассы снарядов немецкой артиллерии, которая стреляла по самолетам союзников. Иногда было видно, как самолеты  сбивали, и они падали вниз, объятые пламенем, прямо в непосредственной близости от нашего дома. Я помню, как однажды ночью упал самолет, и мы видели, как он падал, весь в огне, и на следующее утро, в воскресенье, отец повел меня смотреть на обломки этого самолета. Я видел, как  немцы по кускам собирали останки пилота, и укладывали их в маленький ящичек. Я помню множество страшных деталей…

Лента 1973 года "Турецкие сладости" приносит Верховену международную известность и делает звездой исполнителя главной роли Рутгера Хауэра. Но пуританская голландская кинообщественность поднимает скандал, и у Верховена возникают проблемы с государственным финансированием. К середине восьмидесятых положение становится безвыходным, и Верховен уезжает в США.

- Мне становилось все сложнее и сложнее работать в Голландии, которая, по идее, имеет репутацию свободолюбивой страны; страны, в которой не запрещено свободно мыслить. Однако общеизвестно, что фашизм существует в крайне левых проявлениях, так же, как и в крайне правых. И приверженцы левых взглядов зачастую зажимают свободную мысль. Так что сложилась такая ситуация, что Кинокомитет выступил с резкой критикой моих картин, и для меня стало практически невозможным достать деньги на производство. У меня оставался шанс получить субсидии, только если я пошел бы на изменение сценариев своих картин. Мне говорили: "Если вы уберете то-то, и то- то, и измените вот это, - тогда вы получите деньги". А это уже походило на грубую цензуру.

Колоссальный успех картин "Робокоп" и "Вспомнить все" приносят режиссеру успех и признание в Голливуде. Но уже следующая его работа – лента "Основной инстинкт" - опять провоцирует скандал своими откровенными сексуальными и кровавыми эпизодами. Эту ленту, которая считается лучшей в актерской карьере Шэрон Стоун, вскоре увидят зрители телеканала "Россия". После этой картины Верховен окончательно сформулировал разницу между кинематографом Старого и Нового Света.

- Европейские фильмы медленные. Точнее, более медленные, чем голливудские. Там меньше монтажа, чем в американском кино. Но, мне кажется, преимущество европейских фильмов, хотя сейчас об этом очень трудно говорить, в том, что они несут больше смысла. В американском кино прослеживается тенденция ухода от реальности. Весь сюжет вертится вокруг некоей фантазии. Это, как правило, научная фантастика, или почти научная фантастика. Нереальный мир. Почти мир мечты.

Теперь американский режиссер Пол Верховен тоже вынужден снимать истории о нереальном мире. Но он спокойно и иронично относится к оценкам своего творчества. Так он был единственным кинематографистом за всю историю, пришедшим лично получить "Золотую малину", премию за "худший фильм года" - "Шоугелз".

По материалам программы "Синемания"