Новости

Повелитель "Желтого дракона"

Телеканал "Россия" представляет вниманию зрителей новый приключенческий фильм "Желтый дракон". Наш корреспондент Ольга Федорова встретилась со сценаристом ленты Алексеем Сашиным. Он работает редактором на одной из московских киностудий, пишет рассказы, статьи для еженедельников, сценарии к художественным и документальным фильмам, к сериалам. Работу над "Желтым драконом" Алексей выделяет особо, потому что это первый приключенческий фильм, к которому он написал сценарий. Режиссер картины – обладатель одного из главных призов "Кинотавра"-2005 Эдуард Парри.
- Алексей, расскажите немного о себе.
- Родился я в Москве и очень люблю этот город. Особенно ту его часть, где сейчас живу. Это район Тверской-Ямской улицы и окрестности. Мной проверено: это единственный город, в котором можно жить. Некоторые говорят, мол, а как же Питер с его культурой?.. Но, заметьте, все приличные люди рождаются в Москве, а трагедии с ними происходят в городе белых ночей. Москвич Достоевский там сошел с ума. Москвича Пушкина вообще убили! Что же касается москвича меня… Сейчас мне 33, четыре года назад я окончил ВГИК. Писал и пишу сценарии. Документальные. Игровые. Есть вот полнометражный фильм "Сон слепого человека" - такое покушение на Тарковского. Этот странный, но довольно красивый фильм видели только зрители некоторых кинофестивалей.
- Вы как-то сказали, что пишете сценарии к сериалам, названия которых не хочется упоминать. Зачем же вы беретесь за такие проекты, качество которых оцениваете не слишком высоко?
- За такую работу платят. А деньги - это святое.
- То есть в ближайшее время вы не собираетесь, что называется, "завязать"?
- С деньгами - нет. Со сценариями к настоящему кино - тем более! А вот с сериалами - возможно, если на меня вдруг обрушится невероятная слава. Тогда сосредоточусь на сценариях полнометражных фильмов за очень большие деньги.
- А вас не пугает слава? Не страшно однажды проснуться знаменитым? Ведь, как известно, у популярности есть и достаточно неприятные стороны...
- Нет, не пугает, потому что - и это совершенно точно! - знаменитых сценаристов не бывает. Другое дело - слава среди продюсеров и режиссеров. Этим я готов ограничиться.
- Когда написали первый сценарий и как вам пришла в голову такая идея?
- Мой первый приличный сценарий называется "Палы-выры". К нему уже подступались режиссеры и продюсеры, но всякий раз все срывалось. Впрочем, это сценарий детского фильма, сейчас это не актуально. Идея этого сценария не пришла, она тянулась из моего собственного детства. Мне хотелось сделать фильм в духе "400 ударов" Трюффо или "Сережи" Данелия.
Вообще, всю собственную юность я писал вполне лирические новеллы, при этом глядя много самого разнообразного кино. Однажды меня озарило, что можно совместить две эти напасти, если писать сценарии к фильмам. Это уже потом, во ВГИКе, наш мастер Наталья Рязянцева на первой же мастерской объявила, что "так, как вы написали, снято не будет никогда". Действительно, актеры, режиссер, продюсер непременно внесут что-то свое. Но в целом пока мне везет: среди того, в чем я участвовал, не случилось ничего позорного. А уж "Желтый дракон", мне кажется, настоящая удача. Но, если честно, не столько моя, сколько режиссера и актеров.
- А откуда вам стала известна легенда о "желтом драконе"?
- Ну... Легенда, конечно, полностью придумана. Нужен был мотив для приезда в Москву китайцев и японки. Так и появился "желтый дракон" - уникальный артефакт, который всем нужен. На самом деле я придумал 4 легенды, чтобы через определенное время напоминать зрителю, что вещь, за которой бегают герои, крайне уникальна! В 1-й и 2-й легендах я использовал китайские источники для создания правдоподобия, а потом и сам справился.
- То есть сценарий писали под заказ, когда идея фильма уже была?
- Да, нас с режиссером Эдуардом Парри пригласил делать этот проект известный продюсер Владилен Арсеньев. У него была идея фильма о двух китайцах, которые по разным поводам приезжают в Москву, и тут их перепутывают. Ну а остальное пришлось придумывать. Так и получилось, что один китаец стал китайским монахом-ушуистом, а другой - контрабандистом из Тайваня. Скоро к ним добавилась японка-якудза, квартет отечественных бандитов, антиквар-эстонец, болельщик московского "Динамо", трио юных неформалов и чемпион России по карате, которого сыграл Владимир Епифанцев.
- Вы принимали участие в съемках?
- Большую часть съемок я находился на съемочной площадке, но не как сценарист, а как редактор. Мне хотелось быть в группе, а сценарист там как-то не был предусмотрен. В отличие от редактора. Кстати, я появился в фильме в роли проигравшегося игрока. Так что и мои три с половиной секунды в картине есть.
- Актеры проходили кастинг или были  утверждены сразу? Например, тот же Епифанцев?
- Никто не был утвержден сразу. Сначала был сценарий, а потом уже появились конкретные лица. Вот и на роль Федора, чемпиона-каратиста, было 2 претендента. Оба фактурные, но не слишком сильные как актеры. А потом появился Епифанцев, и о тех прежних никто не вспоминал. С Владимиром нам просто повезло, это человек невероятной органики, который попадает в точку с первого дубля.
А вот Ли Цзянвэня - исполнителя роли монаха Вана - совершенно случайно нашли в Питере, где у него существует своя школа ушу-саньда. Ли - многократный чемпион Китая по этому виду спорта. Кстати, практически все трюки в фильме Ли делал сам - падал с моста, пробивал ладонью дерево...
- А остальные актеры? За них трюки выполняли каскадеры?
- Каскадеров практически не было. Один каскадер падал с крыши. И, кажется, все. Так что актер Сергей Рябцев, сыгравший бандита Шило, вылетел в окно, выбив собой стекло безо всяких каскадеров! Постановщиком трюков был Дмитрий Тарасенко, работавший на съемочных площадках многих нашумевших современных отечественных фильмов - "Бой с тенью", "Дневной дозор"…
- В  кастинге вы участвовали?
- Я - сценарист. То есть я присутствовал и на пробах, но имел скорее совещательный голос. Актеров выбирал режиссер Эдуард Парри. А подыскивала их ассистент по актерам Анна Гусарова. Именно благодаря ей в нашем фильме снялся Шамиль Хаматов, брат всем известной Чулпан Хаматовой. Он – по-настоящему харизматичный актер. Единственное, чем могу похвастать, так только тем, что на роль оторвы Ульяны я посоветовал Елену Полякову, которую видел до того на каких-то пробах.
А Тимофей Трибунцев сделал роль Поляка из эпизодической ключевой. Вообще, Трибунцев известен по небольшой роли в фильме "Остров". Его эпизод в прологе, где он, изображая молодого Мамонова, выстрелил в друга, один из сильнейших в этой нашумевшей ленте. Еще у нас сыграл Эльбрус Нигматулин, самый сильный человек в России. Говорят, он способен мизинцем передвинуть пароход. А у нас ему пришлось выйти на ринг в роли китайского чемпиона по имени Ву-Фу.
Да! Нельзя не сказать о нашем интернационале. В "Желтом драконе" японку Кумико сыграла китаянка Лей Цзунь, которая, не зная языка, выучила всю роль на японском. Кореец Ким Джон Хак - по фильму контрабандист Ли – выучил роль на китайском. Другой кореец - Пак Хюк Су (роль якудзы с именем Нозава) - не знал японского… Как, кстати, и наш человек Миша Вадзуми, который, не понимая по-японски ни слова, в кадре говорил много и красиво.
- А как вы общались на площадке с иностранцами? У вас были переводчики?
- Поскольку большинство актеров-иностранцев уже какое-то время жили в России, то общее понимание было. А для того чтобы уточнить нюансы, обращались к переводчикам.
- Как вы лично - как сценарист - оцениваете фильм, насколько удалось реализовать ваш замысел? Вы возлагаете большие надежды на этот проект, значит, вы считаете его удачным?
- Мы так много вместе с режиссером переписывали сценарий, даже и в процессе съемок, что назвать замысел эксклюзивно своим я не могу. Другое дело, что в целом я доволен нашей общей работой. Теперь бы я, конечно, что-то поменял. Например, уменьшил бы количество персонажей. Начало фильма выстроил бы несколько по-другому. Придумал бы картине иное название. Но главное, мы хотели сделать приключенческий фильм, и мы его сделали.  Все работали крайне кропотливо. Если сложится так, что "Желтый дракон" будет замечен зрителями, я бы с удовольствием и продолжение написал. Или даже киновариант. Уже и идеи кое-какие бродят. Но главное, с режиссером Эдуардом Парри поработать хотелось бы. Он слышит меня, я понимаю его. Эд замечательно работает с актерами. У нас есть еще один общий проект - полнометражный сценарий "Птица", который, надеюсь, однажды воплотится в жизнь. "Птица" - криминальная драма, с нервом, с юмором, с душой. Вообще, я думаю, Эдик Парри может снимать в разных жанрах. К тому же он не один, с ним практически вся команда "Желтого дракона". Оператор Илья Мелехов, впервые снимавший такой масштабный фильм, показал себя как настоящий профессионал. Звукорежиссер Вадим Бузенков просто потрясающе разложил в фильме каждый шорох в свою ямку. Даже фотографы Лана Абрамова и Леша Кошелев более чем талантливы. Естественно, что хочется быть среди таких людей. Делать что-то с ними вместе.
- Можете рассказать, как создается сценарий? Упрощенную, конечно, схему?
- Сначала хорошо бы придумать героя, придумать интересный характер. Потом прикидываешь, чего бы этим героям всерьез хотелось? Поняв, что им нужно, я отпускаю их добиваться своих целей. Если им что-то мешает, это только плюс сюжету. Сразу не выходит - хорошо, пусть борются до победы. Как персонажи "Желтого дракона".
- Какие-то сценарии вы пишете сами, какие-то - совместно с другими авторами. Что вам нравится больше?
- Если все уже придумал, люблю записывать сцену за сценой. А насчет соавторства... Знаете, режиссеры всегда вносят какие-то коррективы, свое видение. Они не могут не перестраивать историю под себя. Некоторые из них вписывают себя в титры как автора сценария. Так и появляются соавторы. Иногда это выглядит неприятно. Тем более что я не понимаю, зачем им это нужно. Ведь в любом случае титр "режиссер Пупкин" у них никто не отнимет. Впрочем, бывает и так, что режиссер написал что-то очень сложное, и надо это упростить и выстроить, тогда появляюсь я как соавтор.
- На своем сайте вы пишете, что любите кино и книги. Назовите несколько картин, которые произвели на вас хорошее впечатление, и книги, которые вам нравятся.
- Про книги мне говорить легче, чем про кино. Понятно, что читаю много, но впечатление производят только три автора: Чехов, Набоков и Довлатов. Иначе говоря, я больше всего люблю стиль - то, как написано. О чем - не столь важно.
В кино тоже очень важно как, поэтому мне очень нравится Кшиштоф Кеслевский и Серджио Леоне. "Короткий фильм о любви" и "Хороший, плохой, злой" - замечательные вещи. Очень разные, но оба режиссера настоящие мастера - и каждый в своем жанре умело дозирует что и точно понимает как. Еще очень нравятся фильмы Отара Иоселиани "Фавориты луны", "Жил певчий дрозд", "Утро понедельника". Но при этом я с большим удовольствием смотрел первую часть "Пиратов Карибского моря". Там замечательный, практически идеальный сценарий. Внятные герои, у которых четкие цели и железные мотивировки. А сюжетные повороты! Хотел бы я, чтобы у меня в жизни случился подобный проект!
- А вы можете сказать как действующий сценарист, в каком направлении будет развиваться современное российское кино?
- Думаю, 90% фильмов будут сняты с ориентиром на американские картины среднего уровня, где сюжеты хотя и незамысловаты, но всем давно знакомы - и этим ценны. Но иногда будут озарения в духе европейского кино. Ну а как без этого? Мы же страна, где снимали Авербах и Тарковский, где снимает Герман. Но при этом я понимаю, что если бы был продюсером, я бы делал только коммерческое кино. Если бы был равнодушен к деньгам - то только авторское. Но хочется и того и другого. Поэтому мои документальные фильмы - которые, конечно, авторские - вполне доступны. По этой же причине я взялся за "Желтого дракона", который вышел хотя и коммерческим, но с юмором и душой.
Ольга Федорова, RUTV.RU