Новости

Два "Идиота"

Десятисерийный художественный фильм "Идиот" по роману Достоевского режиссера Владимира Бортко уже назван премьерой сезона, ознаменовавшей возвращение большого кино. Зрители обмениваются впечатлениями и сравнивают сериал с фильмом Ивана Пырьева. Мы решили подключиться к зрительскому обсуждению и поближе рассмотреть двух "Идиотов" - старого, пырьевского, и нового, Владимира Бортко.

Князь Мышкин: Яковлев и Миронов

У режиссеров есть поверье: те, кто берется за экранизацию Достоевского, часто... заболевают и попадают в больницу. Можно относиться к этому скептически, но на "Идиоте" мистика сработала в обоих случаях. На Бортко во время работы над сценарием на улице напали грабители, избили его, и режиссер с сотрясением мозга был доставлен в больницу. А у Пырьева врачи во время съемок обнаружили раковую опухоль и срочно сделали операцию. Но это не помешало постановщикам довести фильмы до конца.

И Пырьев, и Бортко без раздумий и без проб нашли исполнителя главной роли. Владимир Бортко сразу решил, что это может быть только Евгений Миронов.

А у Ивана Пырьева сценарий "Идиота" пролежал в столе аж десять лет, пока он не увидел молодого Юрия Яковлева в пробах к фильму "Сорок первый". "Вот он, Мышкин!" - вскричал режиссер. И Юрий Васильевич с радостью принял приглашение на роль.

А вот Евгений Миронов долго размышлял над предложением сыграть князя. Ради роли он похудел на 7 килограммов и сутками учил наизусть весь роман и работал на площадке по двадцать часов.

Настасья Филипповна: Борисова и Вележева

У создателей двух "Идиотов" была одна и та же проблема: оба мучительно долго искали по всей стране Настасью Филипповну. Бортко отсмотрел актрис из провинциальных театров, даже давал объявление в "Комсомолке" о пробах.

А художник Пырьева рассказывает, что в одном Ленинграде отщелкал сотню фотографий актрис. Не обошлось без курьезов: художник, чтобы перезарядить фотокамеру, залезал в шкаф. В это время заходили новые претендентки, некоторые начинали откровенно заигрывать с симпатичным вторым режиссером. И тут из шкафа вдруг вываливался еще один мужчина...

Как нам рассказали по секрету, в новый "Идиот" хотели пригласить Анну Самохину и Анну Большову, но удача улыбнулась Лидии Вележевой, пришедшей на кастинг самой первой и убедительнее всех сжигавшей на пробах старинные деньги.

Для фильма эту сцену снимали 12 часов! При этом у Вележевой произошел нервный срыв, ей давали валидол... По ее словам, ей очень помогал Миронов. Когда снимали ее крупный план, он стоял за кадром и плакал, чтобы Вележева не теряла настрой.

Кстати, обе Настасьи Филипповны - и пырьевская, народная артистка СССР Юлия Борисова, и новая, Лидия Вележева - работают в театре им. Вахтангова. Вележева даже получила благословение у примы на участие в фильме.

Хотя Борисова признается, что не хотела играть Настасью Филипповну.

"Я придумывала причины для отказа, - рассказала она. - Ужасно боялась Пырьева, про характер которого ходили страшные легенды. Я и не знала тогда о том, что он уже утвердил на роль Настасьи Филипповны актрису театра им. Маяковского Козыреву. Для нее подобрали костюмы, по настоянию режиссера ей срезали родинку на носу. Когда же часть фильма до появления в кадре Настасьи Филипповны была отснята, Пырьев приехал ко мне и потребовал, чтобы я пробовалась. Проба была символическая. Он мне сказал: "Иди вперед, иди назад. Спасибо. Вы утверждены". Но я предупредила: "Если вы меня хоть раз обругаете матом, я работать не буду!" Однако Пырьев оказался замечательным! Когда у него актер работает, никаким матом он его не кроет. Помню, мне не понравилось платье Настасьи Филипповны: "Посмотрите, у нее розовое платье, а на нем зеленые кружева!" Пырьев сказал, мол, сама виновата, сколько отказывалась! Но мое второе платье было безукоризненным".
 
Генеральша Епанчина: Пашенная и Чурикова

На роль генеральши Епанчиной оба режиссера - и Пырьев, и Бортко - выбрали актрис без проб, считая, что эти дамы станут украшением фильмов.

"Я сразу знал, что это будет Инна Михайловна Чурикова, и рад, что она приняла предложение", - сказал Владимир Бортко.

- Инна Михайловна, вы довольны своей игрой в "Идиоте"? - спросила я актрису.

- Не видела фильма, работаю вечером, не могу смотреть.

- А что вам запомнилось со съемок?

- Это было такое великое чувство ответственности перед Достоевским! И вообще это сложная работа. Надо было понять, почувствовать и прожить эту историю в очень короткие, нервные сроки.

- А романы случались на площадке?

- Для этого не было времени.

- В фильме на вас дорогие наряды...

- Это все натуральное, старинное. Но вообще-то экономили беспощадно. Наша художница Надежда Киселева трансформировала одно платье в пять...

Рогожин: Пархоменко и Машков

Бортко сразу же выбрал на роль Рогожина Владимира Машкова и считает, что не ошибся. Ради этой роли Машков, который много снимается в Голливуде, даже решил перенести работу с Клинтом Иствудом. И отрастил бороду...

У Пырьева на Рогожина сначала претендовал Вицин, но его проба не понравилась.

Художник картины Стален Волков рассказал нам: "Пархоменко на съемках был зажат, тушевался. И тогда Иван Александрович упал перед ним на колени, обнял его сапоги и закричал: "Ленечка, ну сыграй эту сцену так, чтобы, когда будешь прощаться с этой грешной землей, ты скажешь своей совести: "Я не лучше, не хуже сыграть не смог, это был мой потолок!" С этими словами Пырьев пытался целовать сапоги Пархоменко, его оттаскивали... Пархоменко был стерт и уничтожен, но потом появлялось какое-то безумное выражение в его глазах, необходимое для роли, и Пырьев кидался к нему: "Как ты это гениально сделал! Смотрите все, как надо играть!" После этой сцены труппа заработала с удвоенной силой: каждый боялся, что эта "экзекуция" может повториться с ним".

Аглая: Максимова и Будина

В "Идиоте" Пырьева на Аглаю пробовались Татьяна Самойлова и Людмила Хитяева.

"Но я отказалась, - рассказала нам Людмила Ивановна. - В это время я снималась в двух картинах в разных городах, а Пырьев - не тот режиссер, у кого можно играть в перерывах..."

Пырьев не объяснил, почему выбрал Максимову, но ее игрой он остался недоволен.

А в киноверсии Владимира Бортко генеральскую дочь, полюбившую князя Мышкина, сыграла Ольга Будина. Режиссера ее игра устраивает. Актриса признается, что в какой-то момент она поняла, что влюблена не в Мышкина, а в Женю Миронова.

"Когда он вошел, моя гример Люсечка спрашивает: "Что с тобой?" А у меня дыхание перехватило, когда я его увидела через зеркало. Он ко мне подходит, говорит: "Привет". И я понимаю, что у меня мурашки по спине пробежали", - вспоминает Ольга.

Подвиги актеров:

В "Идиоте" Пырьева эпизод проезда князя Мышкина в санях зимой снимали по весне. Ассистенты делали бутафорские сосульки, ручейки "заморозили" гипсом. Актеров "запорошили" нафталином, который при ветре попадал в глаза, актеры терпели, вытирая слезы.

В "Идиоте" Бортко Настя Мельникова играла Александру Епанчину беременной, для нее подготовили костюмы до девятого месяца беременности, но она родила раньше и сразу же после родов прибежала сниматься (молоко сцеживала в бутылочки и хранила у торговцев мороженым).

Олег Басилашвили, попав в первый день съемок в ДТП, приковылял на съемочную площадку на костылях и играл своего генерала Епанчина, превозмогая боль.

Где проходили съемки?

В "Идиоте" Пырьева:

Отдельные эпизоды снимали в Ленинграде, но почти весь фильм - в павильоне с декорациями петербургских улиц, мостов, парков. Для фона использовали цветной (чаще коричневый) тюль. Для зимнего действа готовились тонны резаного бумажного снега, килограммы ваты и гипса.

В "Идиоте" Бортко:

Съемки проходили в старых особняках, в переулках Санкт-Петербурга, описанных в романе, и в Швейцарии.

Реквизит собирали по антикварным лавкам и музеям. Одно платье Настасьи Филипповны обошлось в тысячу долларов. А таких платьев для фильма сделали не менее пятидесяти. Кто-то из съемочной группы принес для фильма старинные драгоценности, доставшиеся по наследству.

Если в пырьевском "Идиоте" яства были бутафорские, то в новой картине ассистенты только успевали следить за "живыми" пирожными.

Соревнование "Идиотов"

Владимир Бортко: "Пырьев - классик нашего кино, но его "Идиот" - это большая неудача. Понимаете, у Пырьева социалистическое, если можно так сказать, прочтение романа: "...а в это время буржуазия разлагается". Юрий Яковлев играет замечательно, но он показывает какого-то глубоко больного человека. Видно, что старается Борисова, но ее истеричный хохот и рыдания – это все неправда! Герои романа – нормальные люди, такие же, как мы. А нормальных людей обуревают страсти, далеко не всегда светлые".

Стален Волков: "Актерский ансамбль в "Идиоте" Пырьева смотрелся более гармонично. А сегодняшний набор "Идиота" более привычный. Мы не всегда в актерах видим персонажей, а видим прежде всего известного актера. В новом "Идиоте", на мой взгляд, Аглая (Будина) излишне капризна, на ее фоне даже выходки Настасьи Филипповны меркнут".

Юрий Яковлев: "Пырьев экранизировал часть романа, а Бортко показал полную версию; фильмы совершенно разные, и сравнивать их невозможно. Свои впечатления от нового "Идиота" мне хотелось бы оставить при себе".

Анна Велигжанина