Новости

"Адский небоскреб" в российском прокате

"Небоскреб" свидетельствует о том, что в идиотизме французам удалось догнать и перегнать Америку.

В отличие от таких фильмов, как "Такси" (Taxi), "Адский небоскреб" (La Tour Montparnasse Infernale) изначально позиционируется не как самобытный французский юмор, а как пародия на американскую продукцию - в частности, на боевик "Крепкий орешек" (Die Hard) и на комедию "Тупой и еще тупее" (Dumb and Dumber).

Действие фильма (как и в одном из "Крепких орешков") происходит на небоскребе - но не на Манхэттене, а в районе Монпарнаса. Внутри небоскреба содержатся сейф и преступная шайка, желающая похитить его содержимое. Снаружи небоскреба болтаются в люльке два мойщика окон - они-то и являются главными героями фильма. Их играют ставшие сейчас популярными во Франции комики Эрик и Рамзи, один поменьше и лысый, другой - высокий худой брюнет. Ни тот, ни другой не обладают комической харизмой, которая в глупых и грубых комедиях может несколько сгладить глупость и грубость. А в "Адском небоскребе" простор для глупости практически безграничный, потому что есть стопроцентная отмазка: это не французская глупость, а американская, над которой изощренно издеваются тонкие и умные французы.

Французы, натурально, сразу подводят под происходящее эротическую базу: один из мойщиков сквозь оконное стекло влюбляется в бандершу, принимая ее за честную секретаршу, и на протяжении всего фильма наивные герои упорно стараются вызволить ее из лап бандитов. При этом они проделывают все, что нужно для рефлекторного зрительского смеха: принимают взрывное устройство за переговорное, хватаются за горячее, стукаются о твердое, падают с высоты, рвут штаны, застревают в вентиляционной трубе. Исполняются эти номера демонстративно, нарочито, и на лицах клоунов явственно написано: "Посмотрите же, какие они все тупые в этом Голливуде!" Мысль о том, что, если бы не голливудские фильмы, которые надо высмеивать, кумиры французской молодежи Эрик и Рамзи действительно работали бы мойщиками окон, в их головы не приходит, как и в голову бравирующего своей неуклюжестью режиссера.

Понятно, что в любой кинематографической стране зрителю хочется иногда откушать собственного национального продукта, а режиссерам - показать, что они вполне способны состряпать деликатес и по голливудскому рецепту. Наверное, какой-нибудь российский боевик произвел бы во Франции такое же беспомощное впечатление, как "Адский небоскреб" - у нас. Можно понять прокатчиков, которые получают доходы с этого "культурного обмена" продуктами для внутреннего употребления. Жаль только неопытных зрителей, которые по таким фильмам могут составить себе превратное представление о французских комедиях.

Лидия Маслова