Новости

Джеймс Кэмерон: я снял "Титаник 3D"ради его фанатов

Когда в 1997 году на экраны вышел фильм "Титаник" от режиссера Джеймса Кэмерона, никто не подозревал, что это трагическое кинопутешествие гигантского корабля с юными и прекрасными Джеком и Розой на борту (Леонардо ДиКаприо и Кейт Уинслет) обернется грандиозным киноявлением. Фильм был удостоен рекордного количества номинаций на премию "Оскар", выиграл 11 премий Американской академии и собрал в прокате свыше 1,8 млрд долларов США.

6 апреля 2012 года, ровно через сто лет после крушения исторического корабля и через 15 лет после первого выхода фильма, "Титаник" выходит в современном 3D-формате. Ради того чтобы лично представить свой новый проект, в Москву приехали режиссер Джеймс Кэмерон и продюсер Джон Ландау.

Поскольку сюжет фильма публике давно известен, вопросы по большей части касались 3D-формата и цифровых носителей, которые использует режиссер, он же соавтор сценария и продюсер "Титаника" Джеймс Кэмерон. "Мне кажется, что со временем пленка будет окончательно вытеснена, даже в артхаусных проектах, - ответил он. - Сам я использую цифру с 97 года, с того момента как начал работать над "Титаником". А если бы я снимал его сегодня, то обязательно использовал бы 3D". В убежденности, что надо продвигать цифровые технологии в кино, Кэмерона поддержал и Джон Ландау, напомнивший, что "последние 3 фильма, выигравшие "Оскар", были сняты на цифру".

Впрочем, сюжетная линия тоже интересовала журналистов. "Ваш герой так и не смог избавиться от "Титаника". А вам удалось это?" Пребывавший в отличном настроении Кэмерон ответил полушутя-полусерьезно: "Я никогда не пытался дистанцироваться от "Титаника". Его история завораживает меня, он отнял значительный кусок моей жизни – над этой версией я начал работать в 2004 году. Конвертация "Титаника"  в 3D обошлась нам в 18 млн долларов, и над ней в течение 60 недель трудилось ежедневно 300 человек. Просто съемки в 3D – это гораздо дешевле и проще".

Поскольку речь зашла и цифрах, первые российские зрители сразу вспомнили другой, не менее значимый проект Джеймса Кэмерона, фильм "Аватар" и поинтересовались, не было ли целью режиссера сделать "Титаник" более кассовым проектом. "Не уверен, что у "Титаника" получится обогнать "Аватар". Но деньги не были нашей конечной целью, это всего лишь мера, и мерять ею "Титаник" неправильно. Мы это сделали для фанатов фильма. "Титаник" был снят для большого экрана, это эпическая история. А 3D-технология позволяет мне быть в центре событий, захватывает гораздо сильнее. Оказалось, что трехмерный формат позволяет максимально вовлечь зрителя в происходящее на экране. И он может помочь глубже прочувствовать действия персонажей, чем обычно снятая мелодрама".

Кэмерон также поспешил успокоить поклонников "Титаника", заявив, что переделка коснулась лишь технической стороны: "Мы не изменили ни одного кадра "Титаника". Мы только почистили кое-что, поработали над качеством фильма, убрали шумы. "Титаник" – это классика, он занимает особой место в кинематографе хотя бы потому, что не теряет новизны. Даже не осознавая того, в 1997 году мы старались сделать фильм-долгожитель. Но для многих молодых зрителей это, безусловно, совершенно новое кино". С режиссером абсолютно согласен Ландау. Больше того, он признался, что сегодняшний "Титаник" - это своеобразная дань памяти тем, кто погиб 100 лет назад. И еще возможность для нас всех извлечь определенные уроки".

Еще один вопрос, казалось бы чисто технический, но важный для тех, кто понимает, что трехмерные фильмы становятся неотъемлемой частью кинематографа. Он - о предложении Кэмерона ввести семинары по 3D-формату. "Эти семинары очень важны, потому что нам необходимо обмениваться технологиями. Но, к сожалению, у режиссеров не принято просить у кого-то помощи. Сняв пару фильмов, они видят себя почтенными маститыми профессионалами. В результате их фильмы в 3D зачастую гораздо хуже качеством, чем если бы они снимали в обычном формате. В результате получается, что денег затрачено больше, да и билеты дороже, а зритель недоволен. Хотя у настоящих профессионалов не возникает проблемы с тем, чтобы попросить помощи. Вот, например, Мартин Скорсезе, снявший не один замечательный фильм, пришел и попросил помощи. И по "Хранителю времени" мы с ним очень плотно работали, и в результате они сделали 3D частью рутинной работы. И он очень естественно сумел интегрировать этот формат в свой фильм. Мне кажется, что на сегодня "Хранитель времени" – лучший пример сочетания настоящего фильма и 3D".

Долгие годы Джеймс Кэмерон не только снимал кино, но и увлекался подводными исследованиями. Вот и сейчас он приехал в Москву сразу после того, как вернулся после погружения в Марианскую впадину - самую глубокую в мире. Поэтому в конце разговора невозможно было удержаться от вопроса – что его притягивает в глубине, что ищет режиссер. "Это и любопытство, и научный интерес, и стремление преодолевать трудности, благодаря чему я расту как личность, как профессионал и даже как художник. И там я всегда могу увидеть то, чего не видел раньше".

Мария Свешникова, Russia.tv