Новости

Мы пойдем с конем…

В 1976 году Майкл Морпурго и его жена Клер основали Благотворительный фонд помощи городским детям, призванный восполнить недостаток знаний и опыта у ребят из перенаселенных районов города. Они организовали три специальные фермы, куда родители  с удовольствием отправляют своих детей. За 30 лет более 50 000 английских подростков провели там хотя бы неделю. А еще Майкл и Клер читали детям книги: "Каждый день мы читали разные рассказы, которые казались скучными даже мне. Тогда я подумал, что стоит их немного приукрасить и оживить, чтобы они стали похожи на маленькие мультфильмы и такой вариант сработал. Дети буквально преобразились, они вслушивались в каждое слово, и мне самому стало безумно интересно".

А потом Майкл Морпурго стал и сам сочинять удивительные истории, где правда сочеталась с тонким, оживляющим их вымыслом. Ровно настолько, чтобы детям было интересно. Этим летом писатель стал лауреатом премии в области детской литературы Red House Children's Book Award, получив награду за роман "Тень", в котором рассказывается о дружбе мальчика и армейской собаки во время войны в Афганистане. Кстати, всего у Майкла более 10 литературных наград. А по роману "Боевой конь" были поставлены спектакли для театров в Вест-Энде и на Бродвее. Огромный успех представлений побудил Стивена Спилберга снять одноименный фильм.  

На сей раз главным героем Спилберг назначил коня. Редко появлялись на свет такие красавцы как Джои, едва завидев его, каждый понимал – не предназначен этот конь для тяжелой работы. Он должен исключительно радовать взоры дворян и принимать участие в скачках. Но далеко не всегда жизнь идет по расписанному плану: Джои сразу понравился Альберту (Джереми Ирвин) родом с маленькой бедной фермы. Ему даже на чудо не стоило надеяться, что этот неземной конь будет жить рядом, а судьба распорядилась по-своему. Джои и Альберт стали друзьями. Таких обычно называют неразлучными, но Первая мировая война внесла свои коррективы.

Остальной сюжет рассказывать не только бессмысленно, но и жестоко по отношению к Спилбергу и всем остальным, кто трудился над фильмом. Пересказывать трагедию юноши, лишившегося части себя, своей первой любви, единственного друга, надежды наладить отношения с семьей – выйдет убого. Живописать ужасы войны – подло и недостойно. Дело не в льющейся реками крови или жестоких сценах (их, кстати, практически нет), такого достаточно и в триллерах или боевиках класса "Б".

Дело  в умении Спилберга (да и всякого замечательного режиссера) передать на экране атмосферу любви, горя, неожиданной красоты кратковременных светлых моментов вынужденной жестокости, взросления вчерашних мальчишек в одночасье. А еще непременно оголенных во время сражений смелости, чести, мужества и предательства. От мгновенного привычного мелкого предательства, которое зачастую оправдывается обстоятельствами, до предательства Родины.

От фильма "Боевой конь" остается правильное, спокойное, достойное послевкусие. Возможно, потому, что Майкл Морпурго, а следом за ним и Стивен Спилберг не ставили себе целью поразить кого-то, они просто рассказали о еще одном подвиге. Рядовом, незаметном, каких были тысячи и тысячи. Но от того веришь им еще больше.

Мария Свешникова, RUTV.ru