Новости

Забытое кино

Жорж Мельес родился в Париже в обеспеченной семье и имел возможность тратить время на увлечения, среди которых основное место занимали театр и искусство сценической иллюзии. В 1895 году он оказался на одном из первых киносеансов братьев Люмьер и сразу же стал горячим поклонником кинематографа. Он стал снимать короткометражки, для которых сам придумывал спецэффекты, основанные на стоп-кадре или наслоении нескольких слоев пленки. С 1896 по 1913 год Мельес снял более 500 фильмов, из которых сохранилось около 200. Самым известным стала комедия "Путешествие на Луну" - первый в истории кинематографа научно-фантастический фильм. То, что произошло потом, стало настоящей трагедией лично для Мельеса и для всего мирового кинематографа. Об этом книга - "Изобретение Хьюго Кабре" Брайана Селзника и снятый по ней фильм "Хранитель времени" Мартина Скорсезе.

Конечно, "Хранитель времени" – это, в первую очередь, история 12-летнего мальчика Хьюго Кабре (Аса Баттерфилд), в одночасье оставшегося полным сиротой. Правда, был еще дядя, работавший на вокзале часовщиком. Он-то и забрал мальчика домой, если кто-то готов назвать вокзал домом. Но Хьюго был рад не попасть в приют, тем более, что дядя позволил забрать с собой странную механическую куклу, которую его отец (Джуд Лоу) принес домой на ремонт. Хьюго верит, что если починит робота, то узнает, что случилось с отцом.

Но для ремонта нужны детали, которых нет в дядиной каморке, зато они есть у продавца игрушек (Бен Кингсли) в привокзальной лавке. И, если тихонько подобраться к старику, можно стащить винтик, пружинку. Вот только тихонько не получается, мерзкий старикашка громко кричит, требуя наказания для вороватого мальчишки. Впрочем, раз они встретились, теперь им придется многое узнать о самих себе и о каждом из них. И раскрыть удивительные тайны из истории мирового кинематографа. Ведь старик, не кто иной, как великий Жорж Мельес, вынужденный после продажи своей студии "Стар фильмс" зарабатывать на жизнь продажей игрушек.

Неспешное повествование Скорсезе обусловлено текстовой скупостью книги. Ведь это не 7 томов, как в "Гарри Поттере", а один. Да и тот, по большей части, состоит из иллюстраций автора, превращающих его в самую что ни на есть яркую научно-детективную историю. Кстати, добрая, душевная, какая-то удивительно родная книга Селзника в Америке гораздо популярнее "Поттерианы". Так что нет ничего удивительного в том, что когда Скорсезе – гражданину Нью-Йорка до мозга костей – подарили "Изобретение Хьюго Кабре", он мгновенно влюбился в сюжет. И, несмотря на то, что действие происходит в Париже, он показался ему отчасти узнаваемым.

Ведь дело не в простой привязке к местности, Скорсезе, как и все уважающие себя режиссеры, учился на фильмах Мальеса. По признанию Скорсезе, у него "был сборник фильмов Мельеса на DVD, а на обложке - его портрет. Однажды на съемочной площадке мимо проходила пара подростков из наших актеров, обоим лет по 12. Один из них увидел обложку диска и сказал: "О, это же Бен Кингсли". Я ответил: "Нет, это Мельес". "Вы хотите сказать, он существовал на самом деле?" - спросили меня. "Да, он не просто существовал! Фактически он изобрел все то, чем мы сейчас пользуемся. Существует прямая связь между его фильмами, через научную фантастику 30-40-50 годов к работам Харрихаузена, Спилберга, Лукаса, Джеймса Кэмерона. Мельес делал то же, что сейчас мы делаем с помощью компьютеров, цифровых технологий и зеленого экрана. А он делал это с помощью камер своего изобретения в своей студии".

Очень понятно решение режиссера снять эту историю, а безупречного Бена Кингсли – сниматься в "Хранителях времени". Эта своеобразная просьба о прощении от тех, благодаря кому жизнь Мельеса закончилась бесславно и в страшной нищете. Томас А. Эдисон считал себя владельцем всех американских патентных прав на кинотехнологии и продавал любой сделанный без его санкции фильм, в том числе фильмы Мельеса. В результате Мельес был вынужден продать студию, а негативы своих фильмов он сжег в припадке ярости. И закончил свои дни в пансионе для престарелых актеров в Париже.

"Хранителем времени" Скорсезе дал надежду, что Мельес, переживший много прекраснейших и труднейших моментов, не закончил свои дни озлобленным никому не нужным стариком. Детская книжка про приключения мальчика превратилась в серьезный и одновременно легкий, воздушный, веселый и грустный фильм. Как сама жизнь, если ее любить и относиться к ней серьезно.

Мария Свешникова, RUTV.ru