Новости

Шпион, найди Хабенского!

На 53-м году жизни Гэри Олдмэн вдруг стал питаться патокой и заварным кремом и пересматривать сериалы 1979 года. А потом отправился в магазин Old Focals в Пасадене, где перемерил сотни пар оправ, прежде чем нашел нужную. Так Олдмэн готовился к роли Джорджа Смайли - знаменитого шпиона, одушевленного писателем Джоном Ле Карре. Сладкое способствовало появлению животика, свойственного людям пожилого возраста. Игра Алека Гиннесса в телесериале помогала вжиться в роль, ну а очки были главной приметой Смайли, как для Джеймса Бонда - коктейль "водка-мартини". И, наконец, свершилось! Гэри Олдмэн представляет: "Шпион, выйди вон!"

Когда-то в незапамятном коммунистическом прошлом в далекой Англии жил-был агент британской разведки. То есть не один, а сразу много, но Джордж Смайли (Гэри Олдмэн) был круче всех. Поэтому одни мечтали его убрать из обладавшей страшными тайнами и властью над миром структуры, а другие надеялись, что он сумеет раскрыть внутренние преступления – ведь внешние он щелкал как орешки. А тут такое дело неприличное – и не признаешься постороннему, но, кажется… да что там кажется, в разведке точно завелся крот.

А поскольку дело происходит в 70-х, понятно, что крот - русский агент. Он не просто внедрился в британскую разведсеть, с его помощью русским становятся известны самые неприглядные тайны этой структуры. Ситуация грозит обернуться величайшим скандалом, в котором окажутся замешаны самые высокопоставленные чиновники, если Смайли не обнаружит предателя. Сюжет тем более трагичен, что позор страны переплетается с личной трагедией агента: ведь подозревать придется самых преданных сотрудников, соратников по борьбе с заклятым врагом.

Плавное, неспешное течение повествования. Малопонятные протяжные кадры, намеки, недомолвки, взгляды – настоящее удовольствие лицезреть, как режиссер Томас Альфредсон удивительно тонко, умно и тактично сумел попасть в атмосферу самого модного жанра того времени – политического детектива. Нет надрыва, истерики, взрывов самолетов и уничтожения городов ради непонятной миссии. Тихо, достойно и спокойно работают профессионалы – собственно, как они и делали это десятилетиями, как работают сегодня. Писать (да и снимать) политические детективы пробовали многие, но удалось это единицам, и Джон Ле Карре оказался в числе избранных, чьи истории читать было непередаваемым удовольствием.

Конечно, зрителям хотелось бы, чтобы мир спасали Терминатор, Шерлок Холмс и Джеймс Бонд, то есть робот, мастерок на выдумки и дамский угодник - убийца по совместительству. И, зачастую, они заступают на вахту по зачистке планеты от ига страшных захватчиков. Но ежедневную утомительную кропотливую работу делает армия бойцов невидимого фронта: фортуне было угодно сделать шпионами людей, способных стать незаметными в толпе. И только по очкам можно отличить главного героя – Смайли, – ради которого Гэри Олдмэн был готов и спать, и есть, и даже смотреть сериалы. Его агент настолько неподражаем, что искренне веришь: Олдмэну уже давно изменила жена, а он сам изнывает на пенсии и ждет не дождется хоть небольшого задания.

Прекрасным обрамлением главному герою станет венок из актеров, способных на любые превращения в кино. Перечислять их нет смысла, лучше узнавать лица по мере развития сюжета. Вот только не стоит идти на "Шпион, выйди вон!" ради того, чтобы посмотреть на Константина Хабенского: если суммировать время появления "нашего" актера во всех трех сценах с его участием, не наберется и минуты на весь фильм. Да и то, без "главной сцены" – монолога, фильм вполне обошелся бы, но тогда на роль Константина не осталось бы и 20 секунд. Впрочем, патриотам не стоит расстраиваться: все компенсируют английские актеры, с нескрываемым удовольствием исполняющие гимн России. Разве не за этим мы шли в кино?

Мария Свешникова, RUTV.ru