Новости

Похороните принцессу за плинтусом

С детства Ева Ионеско была излюбленной моделью своей матери, фотографа со скандальной репутацией Ирины Ионеско. Впервые девочка появляется на киноэкране в фильме Романа Полански "Жилец" в 1976 году, а затем начинает играть нимфеток в маргинальных кинолентах 70-х годов. Девочке на ту пору было около 11 лет. Спустя десятилетия воспоминания о том времени превратились в фильм "Моя маленькая принцесса", где Ева Ионеско - и режиссер, и рассказчик-сценарист.

По киноверсии, события начали развиваться, когда Виолетте (Анамария Вартоломеи) исполнилось 11 лет. Она была чудо как хороша – златовласка с огромными глазами, невинность с оттенком порока, что вызывало понятную ревность и ненависть у одноклассниц. Девочка странно себя ведет, одевается так, что немногие проститутки отваживаются смотреть ей вслед. При этом Виолетта мила, неплохо учится и обожает старенькую бабушку. Она бы и переросла этот неловкий возраст, но однажды девочку заметила… родная мать.

Ханна Григориу (Изабель Юппер) оказалась плохой художницей с большими амбициями, ради которых она была готова на все. Даже перепрофилироваться в порнографические фотографы и использовать родную дочь. Ханна подкупает дочь красивыми нарядами, предлагая сняться для престижнейших изданий, открывает мир развлечений – сначала детский, а потом и взрослый. Подкупает знаменитостями - чего стоит встреча с Сидом Вишесом, окрестившим Виолетту "моя маленькая принцесса". Девочка не замечает, как становится жертвой распутной жестокосердной матери. Слишком поздно она узнает страшную тайну – Ханна торгует ее телом и душой, поставляя фотографии обнаженной девочки в самые низкопробные журналы. Хуже всего, что весь взрослый мир поддерживает Ханну в ее "искусстве", и бедной Виолетте приходится сражаться доступными ей средствами.

История развивается какими-то скачками и ужимками: непрописанные диалоги, недоработанные сцены, лишние кадры – все это призвано на подмогу режиссеру, чтобы представить жизнь как она есть, без прикрас. Ведь и правда, никто в обычной жизни не разговаривает гладкими прилизанными фразочками, никто не ведет себя так, чтобы было удобно режиссеру. Другое дело, что каждый прием должен быть оправдан намерениями сценариста-режиссера-актеров донести главную мысль.

И они, действительно, очень стараются представить девочку невинной жертвой чудовища "мать", даже в любви к дочери сумевшую признаться извращенным образом. И надо признать, что Изабель Юппер необыкновенна хороша и убедительна в роли старой эгоистичной извращенки. Впрочем, и Анамария Вартоломеи оказалась достойной попутчицей. Она, конечно, не настолько безупречна, как Александр Дробитько, играющий мальчика Сашу в фильме "Похороните меня за плинтусом", но работает девочка относительно убедительно.

Не случайно вспоминается фильм по книге Павла Санаева "Похороните меня за плинтусом", где семейные скелеты также вытаскиваются на всеобщее обозрение и препарируются, анализируются косточка за косточкой. Но… через весьма удобную призму "я – жертва". И ведь не сказать, что Саша или Виолетта абсолютно неправы или бессовестно лгут. Вот только тут слегка подправили, там добавили красок, здесь забыли упомянуть о своем отношении. Получились зубодробительные истории несчастных детей, вынужденных жить со звездными родственниками. На этот алтарь брошена мать, настоящая жизнь, реальная история.

Фильм "Моя маленькая принцесса" – это долгая работа режиссера с психологами, длинные вчера самовнушений, упоение ролью "я – жертва". А не та слащавая картинка и прилизанный пресс-релиз, в котором говорится, что первую роль Ева сыграла у Полански. На самом деле до того был фильм "Спермула". Но даже и эту небольшую неточность можно было бы простить Еве, однако следующей работой в кино Ионеску стал фильм "Распутное детство", признанный впоследствии запрещенным из-за содержащихся в нем сцен педофилии и детской порнографии. Мать виновата? Возможно, но отчего тогда, по воспоминаниям съемочной группы, актеры стеснялись куда меньше, чем взрослые по ту сторону камеры. И отчего, повзрослев, Ионеску редко баловала серьезно настроенных зрителей, предпочитая облюбованный с детства жанр?

В последние годы Ионеску сменила амплуа, в этом ключе, видимо, стоит рассматривать ее работу "Моя маленькая принцесса". Фильм - самооправдание, фильм – попытка примириться с самой собой. Имеет ли Ева на это право? Безусловно. Имеет ли фильм право на существование? Абсолютное. Но рекомендовать его к просмотру довольно трудно. Впрочем, на "Неделе французского кино" он будет показан 9 декабря. А в российский прокат выйдет только в следующем году. Зато в самом его начале: 19 января.

Мария Свешникова, RUTV.ru