Новости

Обратный отсчет

Каждому человеку порой в голову приходят странные, чуждые, нелепые мысли. Прогнать их – секундное дело. Однако, согласно статистике, около 3% людей начинают концентрироваться на них, пытаясь их специально заблокировать. Но чем больше они стараются отвлечься, тем хуже это получается. В результате развивается страх перед "плохими" мыслями. Следующий этап – придумывание ритуалов, направленных на облегчение своего состояния, становящихся постепенно потребностью. Так начинается невроз навязчивых состояний. Примерно такой, как у Стивена Содерберга, придумавшего фильм "Заражение".

С упорством человека, страдающего маниакальным психозом, Содерберг изучает и препарирует все возможные случаи, когда человека можно обвинить в старте эпидемии. Вот в Гонконге красотка заигрывает с поваром, который только что разделывал поросенка и не вымыл руки. Понятно, что они не подозревают, что свиненыш "с лету" поймал заразу от летучей мыши, но чистоплотность превыше всего. После рукопожатия, она взялась за стакан, который тут же подхватил официант. Позже официант поедет в поезде в родную деревню, и всюду станет хвататься грязными руками, а она сядет играть в рулетку и передаст крупье одну фишку "на чай".

Ритуалов становится все больше: не помыл руки, не обратился вовремя к врачу. Красотка Бет (Гвинет Пэлтроу) возвращается в Миннеаполис из Гонконга больной, но к врачу не идет и через два дня умирает на глазах у шокированного мужа (Мэтт Дэймон). В тот же день погибает и ее "простуженный" сын, которому по замыслу режиссера тоже никто не догадался вызвать врача. Но Содерберга столь мелкие детали не интересуют - он одержим глобальным видением проблемы. Нетрудно догадаться, что вскоре все население Земли охватывают странные симптомы, но к врачам никто не идет, да и сами лекари замечают "неладное" только после того, как от вируса погибло несколько тысяч человек.

Остальное – странное смешение штампов о манере поведения людей в разных странах, замешанное на бесконечных медицинских терминах, вскрытиях трупов и, конечно, раскрытии заговора фирм, занимающихся изготовлением медицинских препаратов. Тут тебе и центры по контролю и профилактике заболеваний США, где работают самые звездные звезды: бывший Морфеус Лоуренс Фишборн и бывшая Роза ДеВитт Бьюкейтер Кейт Уинслет. И Всемирная организация здравоохранения, где трудится как пчела сменившая в Голливуде Одри Тоту Марион Котийяр (больше одной француженки им явно не требуется для кинопроизводства), но история все равно не склеивается в единое целое. Либо склеивается лишь у того, кто обладает теми же навязчивыми идеями, что и режиссер. Остальные могут присоединиться к незабвенному Станиславскому и громко сказать: "Не верю!".

Дело не в том, что сюжет фантастичен, даже такой он мог бы иметь право на существование, но его замес на странноватой философии, которую поручено донести мерзавцу-журналистишке (Джуд Лоу) превращает фильм в совершеннейший театр абсурда. Особенно, когда неожиданно выяснятся, что от эпидемии пострадали не только органы, но и душа человека. Полное пораженчество приводит к унынию, которого не добьешься, демонстрируя лучшие ужасы конца света. Возможно, к такому выводу приходишь, поскольку Лоу непревзойденно хорош в своей роли, но, может быть, режиссеру стоило чуть поумерить актерский пыл в создании образа продажного журналиста.

"Заражение" вызывает полное недоумение, но наталкивает на ряд воспоминаний о "Траффике". О том, что в 2000-м ему дали "Оскара" не за лучший фильм, а как социальному заказу от американского правительства. В этой связи остается верить, что "Заражение" – не реакция ВОЗ на "птичий" или "свиной" грипп через кинематограф, а искренняя позиция Содерберга.

Мария Свешникова, RUTV.ru