Новости

Смотри кино и делай деньги

На российских экранах - фильм "Предел риска" с Кевином Спэйси, Полом Беттани, Джереми Айронсом и Деми Мур о действиях аналитиков банка Lehman Brothers накануне его краха, с которого начался экономический кризис 2008 года в США. Правильно ли поступили эти люди, как можно и как нужно было поступить – кто мог им посоветовать? Оказывается, кино! Авторитетный журнал Forbes сделал подборку оброненных Голливудом мудрых мыслей, которые могут пригодиться бизнесменам (и не только им!).

"Жадность - это хорошо". Эту фразу после выхода в свет в 1987 году фильма "Уолл-стрит" начинающие трейдеры повторяли, как "Отче наш". В самой известной картине о закулисье фондовых торгов, баснословных наживах и взаимоотношениях брокеров Чарли Шин играет протеже матерой биржевой акулы Майкла Дугласа, который на собрании акционеров вдохновенно воспевает один из смертных грехов, так объясняя исходный постулат: "Жадность - это правильно. Жадность работает. Жадность вскрывает и проясняет мотивации, в ней – суть стремления людей к совершенствованию. Жадность во всех ее формах - жадность к жизни, к деньгам, любви, знаниям – движущая сила эволюции человечества". А в фильме "Лицо со шрамом" (1983) беглый кубинец Аль Пачино стал наркобароном в Майями, руководствуясь такой рекомендацией своего наставника: "Не следует недооценивать людскую жадность".

Продать любой ценой. Ленту "Большой бизнес" (2000) с Вином Дизелем и Скоттом Кааном можно считать приквелом предыдущей ленты: в ней показан "полигон", где готовят будущих воротил бизнеса, воспитывая в них настырность и умение "уболтать" любого клиента. Джованни Рибизи, польстившись на обещанный "миллион за три года", приходит на инструктаж будущих сотрудников, задача которых – "впаривать" людям акции по телефону, и слышит от Бена Аффлека: "Сделка происходит во время каждого разговора: или вы продаете клиенту бумаги, или он вам – причину своего отказа их купить. В любом случае это – сделка; вопрос лишь в том, в чью пользу итог".

Важен только результат. В картине "Американцы" (1992) о погибающей риэлтерской конторе, где за право сохранить работу борются Аль Пачино, Джек Леммон, Эд Харрис, Кевин Спейси и Джонатан Прайс, присланный из "центра" менеджер Алек Болдуин поучает бедолаг широко цитируемой фразой: "В этом мире только одно имеет значение: заставьте их подписать там, где галочка!"

Да здравствуют гибкость и беспринципность! Два брата – итальянские иммигранты – тщетно пытаются "раскрутить" в Америке свой ресторан. Владелец соседнего заведения обещает "подогнать" им знаменитостей на "Большую ночь" – роскошный прием, в который нужно вложиться по полной – и… обманывает потенциальных конкурентов. "Я – бизнесмен. Я такой, каким мне выгодно быть в данной конкретной ситуации", - объясняет свое поведение персонаж Иэна Холма, партнерами которого в картине 1996 года были Стенли Туччи, Изабелла Росселини, Лив Шрайбер, Минни Драйвер и Марк Энтони. "Каков бы ни был мой изъян, я могу измениться: я могу стать старше, младше, выше ростом или ниже. Я могу быть любым!" – вторил ему, раскрывая в 1987 году "Секрет моего успеха", Майкл Дж. Фокс, героя которого под разными предлогами не брали на работу ни в одну солидную фирму.

Уничтожь оппонента словом… У Аарона Экхарта в фильме "Здесь курят" (2006) трудная работа: он – пиарщик табачной индустрии и вынужден отрицать очевидное. Но справляется его герой блестяще. Вот пример полемики (со школьником!): "Моя мама говорит, что курение убивает". – "Твоя мама – врач?" – "Нет". – "Ученый?" – "Нет". – "Ну, тогда ее вряд ли можно считать экспертом, и не стоит верить ее словам". Впрочем, тут надо быть осмотрительным. "Никогда не сжигай мосты. Сегодняшняя мелкая сошка завтра может стать в фирме старшим партнером", - откровенничала в 1988 году "Деловая женщина" Сигурни Уивер. Ее секретарша Мелани Гриффит набралась у начальницы уму-разуму и… украла ее место, пока та лежала со сломанной ногой.

Убеди его делом… Просто вспомните "Крестного отца" (1972). "Я сделаю ему предложение, от которого он не сможет отказаться", - говорит Марлон Брандо своему крестнику, обещая утрясти его проблемы с несговорчивым представителем шоу-бизнеса. Наверное, все помнят, насколько весомые "доводы" приводил в подобных "уговорах" Дон Корлеоне…

А если не можешь устранить – купи его! "Когда копы направили целую армию, чтобы остановить Джимми, что он сделал? Он сделал их партнерами!" – рассказывает рядовой мафиози в исполнении Рэя Лиотты о главе одного из нью-йоркских кланов в фильме "Славные парни" (1990). А во второй части "Крестного отца" (1974) звучит совет "Держи своих друзей близко к себе, а врагов — еще ближе".

Без труда не выловишь и рыбку… Здесь в списке в основном спортивное кино. Например, в "Чуде" (2004) о стремлении хоккеистов США к олимпийскому "золоту" 1980 года тренер (Курт Рассел) предупреждает своих подопечных перед матчем со сборной СССР: "Вы думаете, что сможете выиграть на одном таланте? Джентльмены, у вас для этого недостаточно таланта!" А фраза из бейсбольной фантазии "Поле мечты" (1989) "Если ты построишь, он придет" стала в Америке расхожей. Ее настойчиво повторяет Кевину Костнеру некий голос, и когда фермер догадывается, что должен соорудить на месте своего кукурузного поля бейсбольную площадку, играть на нее выходят давно умершие легендарные игроки, а потом и покойный отец героя!

Кадры решают все. Тезис, особенно близкий отечественным предпринимателям, сформулирован в фильме "Джерри Магуайр" (1996). Эта лента подарила миру не только девиз "Покажи мне деньги!", озвученный капризным атлетом Кубой Гудингом-мл., но и совет его агенту Тому Крузу: "Ключ к этому бизнесу – личные отношения". А к какому нет?

Важно вовремя остановиться. "Никакая награда этого не стоит!" – говорит в четвертом эпизоде "Звездных войн" (1977) Хан Соло (Харрисон Форд), когда становится слишком горячо. Хотя чуть ранее он объяснил Кэрри Фишер: "Послушай, я занимаюсь этим не ради вашей революции и не ради вас, принцесса. Я рассчитываю, что мне хорошо заплатят. Я занимаюсь этим ради денег".

Будь готов к неудачам… В комедии 1983 года респектабельному инвестору Дэну Эйкройду и уличному мошеннику Эдди Мерфи пришлось "Поменяться местами". "На бирже ты не заводишь себе друзей и не берешь пленных. Сегодня ты делаешь полмиллиона на соевых бобах, а завтра – раз, и твоим детям нечем платить за колледж, и у тебя отбирают "Бентли", так как ты просрочил кредитный платеж. Такая вот жизнь". А в фильме "Квартира" (1960), где клерк Джек Леммон сначала позволил своим начальникам пользоваться его жильем для "левых" свиданий, а потом попытался остановить вышедший из-под контроля процесс, он услышал от босса: "В нашей фирме требуются годы, чтобы стать хозяином офиса на 27-м этаже, но всего 30 секунд, чтобы оказаться снова на улице. Ты понял?".

…Но никогда не сдавайся. В кинобиографии "Поймай меня, если сможешь" (2002) неуловимого мошенника Фрэнка Абигнейла-мл.(Леонардо ДиКаприо), который "зарабатывал" немалые деньги, выдавая себя то за пилота, то за врача, то за юриста, в ответ на просьбу прочитать молитву герой вспоминает актуальную для себя притчу: "Две мышки упали в ведро со сливками. Первая сразу сдалась и утонула, а вторая все барахталась и барахталась, пока сливки не превратились в масло, и она смогла выбраться. Аминь". Практически та же мысль, только сформулированная еще короче, звучит в мультике 2003 года о трепетном папаше рыбе-клоуне, который бороздит океаны "В поисках Немо" - своего пропавшего сыночка. "Просто плыви не останавливаясь", - советует отчаявшемуся Марлину забывчивая синяя Дори. А в ленте "В погоне за счастьем" (2006) отец-одиночка Уилл Смит, безнадежно пытающийся стать брокером, учит сына: "Если у тебя есть мечта, ты должен ее защищать. Люди, которые сами не смогли что-то сделать, будут уверять тебя, что не сможешь и ты".

И держи хвост пистолетом. В трогательной ленте "Стальные магнолии" (1989) о том, как женщины южного провинциального городка справляются с жизненными невзгодами, владелица салона красоты, ослепительная Долли Партон, убеждает своих подруг и клиенток (Джулию Робертс, Салли Филд, Ширли Маклейн и Дэрил Ханну): "Улыбайтесь – и все поверят, что вы успешны".

RUTV.ru по материалам forbes.com