Новости

Сага. Полнолуние. Эйр

В 1847 году Шарлотта Бронте под псевдонимом Каррер Белл отправила литературному консультанту фирмы "Смит, Элдер и компания" рукопись под названием "Джейн Эйр". Роман отдали прочесть некому джентльмену, который был сильно потрясен книгой, что позабавило мистера Смита. "Вы так очарованы, я и не знаю, могу ли верить вам", – сказал он, смеясь. Но, когда и второй читатель - трезвомыслящий шотландец - так глубоко заинтересовался рассказом, что просидел над ним полночи, мистер Смит решил сам прочитать роман. И вынес приговор – никакие похвалы не погрешили против истины.

"Джейн Эйр" впечатлила не только мистера Смита и его компаньонов. В следующем веке, с приходом кинематографа, большая часть режиссеров мечтала получить права на ее экранизацию. Начиная с 1910 года насчитывается 18 киноадаптаций книги и 9 телевизионных версий "Джейн Эйр". Последняя выходит на экраны на этой неделе.

И странная, потрепанная судьбой женщина однажды падает без чувств на пороге дома священника Сент-Джона Риверса (Джейми Белл). Очнувшись, она говорит, что ее зовут Джейн, но запинается на фамилии. Так, чтобы стало понятно: на этот раз экранизация будет с конца до начала, а не наоборот. Итак, пока Джейн Эйр (Миа Васиковски) болеет или становится сельской учительницей, она вспоминает флеш-бэками детство, отрочество и юность. Джейн слегка мазохистка, а потому делает это с явным удовольствием, хотя на ее месте каждый постарался бы забыть, каким злобным мучителем был двоюродный брат. Как истязали ее в пансионе Ловуд.

И даже, как непросто было в первые дни работы гувернанткой в поместье Торнфильд, где жила странная старушка-экономка миссис Фэйрфакс (Джуди Денч) и забавная девочка с манерами куртизанки. Однажды ближе к ночи добрая старушка отправила Джейн на почту и отчего-то решила не показывать дорогу. Девушка явно была не в себе, а потому, вместо того чтобы пойти по мосточку и тропиночке – авось, выведет - отправилась лазить по горам. Видно, никто ей не сказал, что почты в горах не водятся, обычно они растут ровнехонько у трактов. В ту же пору по той же горе скакал всадник… Так мирная жизнь была нарушена приездом хозяина, Ричарда Рочестера (Майкл Фассбендер).

А так как Джейн недавно призналась миссис Фэйрфакс, что "никогда не видела ни одного мужчины", нетрудно предположить, во что выливаются отношения хозяина и гувернантки. Конечно, у романа, сочиненного девушкой из XIX века, любовная линия была исключительно романтичной. С другой стороны, Шарлотта Бронте была явно склонна к меланхолии и депрессиям, и счастливого конца дожидаться пришлось долго. Тем более что хэппи-энд мало интересовал создателей фильма: они его скомкано уместили в последние три минуты – не дали насладиться романтически настроенным девушкам.

Зато все страдания девочки оказались декорированы самым наиподробнейшим и мрачным образом. С первой сцены стало ясно, что склонности режиссера лежат в области готического триллера с легким намеком на модную ныне вампирскую тематику. Бледные лица, темные одежды, строгие лица, странные  и тревожные шорохи, полунамеки, звуки, слова. Вдруг голос ниоткуда позовет протяжно "Джееееейн!" Да так, что испугается самого себя и уберется в неизвестном направлении.

Словом, режиссер со сценаристом явно перестарались, переиграли самих себя. При этом фильм оставляет значительное количество вопросов без ответов. От полушутливых: отчего ту часть текста, что девочка Адель говорит по-французски, переводит мужской голос? Или – куда делась Адель с середины фильма, и зачем она вообще появлялась? Более серьезные вопросы касаются кастинга. Спору нет, Майкл Фассбендер – отличный актер. Особенно он хорош у истязателя всего живого режиссера МакКуинна в "Голоде". Но его умеренно субтильная внешность никак не вяжется с образом грозного Рочестера. И актеру приходится компенсировать несоразмерность масштаба повадками неандертальца: он постоянно рычит, тащит волоком девушку куда-то. И даже на собственную свадьбу тянет ее так неприятно, чтобы Джейн сказала твердое "нет".

А чтобы Фассбендеру удалось переиграть замечательного актера Джейми Белла, тому придумали столь нелепое поведение и монологи, что лишь чудом Белл не был дискредитирован окончательно: он вовремя исчез, отправившись в Индию. Что касается Миа Васиковски, несколько лет актриса упорно снималась в образе активной блондинки. Безусловно, в фильмах чуть выше уровнем, чем "Блондинка в законе", однако в "Джейн Эйр" ее не спас от рокового имиджа даже тусклый цвет волос.

Остается забыть о том, что к концу истории на лице у Рочестера должны появиться шрамы, что он должен потерять кисть руки, а Джейн родит мужу первенца. Может, это приберегли для второй части "Саги" "Джейн Эйр"? 

Мария Свешникова, RUTV.ru