Новости

Красота, которая спасет

В 20-х годах прошлого века кинематограф был признан "седьмым искусством". Специально для него была придумана десятая муза, под покровительством которой он и стал благополучно развиваться. В результате за несколько лет "немое кино" обзавелось своим набором художественных средств: появились титры, основой актерской игры стала утрированная пантомима. Как сказал когда-то Альфред Хичкок, немое кино — самая чистая форма кинематографа. Ему, конечно, не хватает звука человеческого голоса и шумов. Но их добавление не искупило тех необратимых последствий, которые повлекло за собой. Если ранее не хватало одного только звука, то с его введением мы лишились всех достижений, завоеванных чистым кинематографом". О чистом кинематографе – "Артист" режиссера Мишеля Хазанавичуса.

1927-й. Джордж Валентайн (Жан Дюжарден) признан самой блистательной звездой черно-белого немого кино. Он неприлично красив и до отвращения обаятелен. Джордж умеет держать зрителя в напряжении, готов работать до изнеможения, но прекрасно знает свои права. А потому потрясающе богат, удачно женат и в состоянии диктовать свои условия режиссерам. Даже таким мастодонтам, как Циммер (Джо Гудмен).

И ему ничего не стоит облагодетельствовать порой какою-нибудь юную красотку из толпы обожательниц. Например, Пеппи Миллер (Беренис Бежо) – типичную девочку с фермы, мечтающую о славе звезды. Ей нужен небольшой шанс, и ее обязательно заметят. Тем более если Пеппи будет считаться протеже самого Валентайна. И однажды ее мечта сбудется, тем более что немое кино заменит голос. Но пока Пеппи упрямо карабкается наверх, Джордж не менее уперто катится вниз: он отказывается верить, что звуковое кино поглотит его.

Ну а Мишель Хазанавичус – тот самый режиссер, который начиная с 1991 года снимал потихоньку коммерческое кино и снимался в нем сам. В 2006-м он – неожиданно для многих – выстрелил в десятку, сняв забавный, но спорный пародийный фильм о спецагентах "Агент 117", а в 2009-м выпустил продолжение истории. В "Артисте" гениальность режиссера проявилась не столько в сценарии, сколько в гениальном решении пригласить на главную роль актера Жана Дюжардена.

С  его подачи, с того момента как Валентайн услышит звяканье стакана о стол (это первый звук в картине), легкая комедия неожиданно перерастет в настоящую трагедию, которую Дюжарден будет играть с такой же страстью, как и первую часть фильма. Настал момент, когда даже его любимая собачка оказалась в состоянии залаять, и только он не в состоянии произнести ни звука. Однако умение Дюжардена перевоплощаться - секрет лишь для тех, кто не видел его в "99 франках". Для остальных не было никаких сомнений: именно Жан Дюжарден, а не все те гламурные мальчики, которых приобретает по оптовой цене Голливуд, один из самых глубоких и характерных французских современных актеров. А когда он начинает танцевать, да еще в паре с чаровницей Бежо, понимаешь, что жизнь прекрасна!

Фильм "Артист" пока, к сожалению, не куплен в российский прокат. И это действительно большое упущение. Потому что  кино умного, тактичного, красивого, эмоционального и одновременно развлекательного в наше время практически не снимает. "Артист" хорош еще и тем, что он – абсолютное доказательство того, что Франсуа Трюффо мог порой ошибаться. Особенно, когда сказал: "В конце эпохи кино великие кинематографисты - практически все - достигли уровня, близкого к совершенству. Введение звука поставило их достижения под угрозу. Дело в том, что в тот период блестящее мастерство замечательных художников оттенило жалкое непотребство прочих, и люди малодостойные потихоньку вытеснялись из профессии. Теперь же, с приходом звука, серость благополучно вернулась на свои позиции".

Мария Свешникова, RUTV.ru