Новости

Дорогая Елена Васильевна

Всего-то неделя прошла с открытия 33 ММКФ, и снова изнуряющая погода, опять гости, позирующие на дорожке. Духота вкупе с обыденностью "потрясающего действа" усыпляли. Оксана Акиньшина, вся в белом, с миленьким букетиком цветов. Согласно чьему-то сценарию она должна была осыпать ими фотографов, но – не докинула, с чем и ушла. Виктория Толстоганова несла на себе платье сродни римской тоге, при этом шагала как римский легионер, прошедший 54 стадии (порядка 10 км). Алексей Петренко привычно юродствовал. Никита Сергеевич "держал" лицо, его супруга мелькала бантом в волосах...

Легкое оживление внесла "незапланированная" актриса Энди МакДауэлл, но оказалось, что ее появление сюрприз только для прессы – Энди пригласили открыть заключительную церемонию. Прошли члены жюри. "Никаких секретов, вы скоро увидите все сами," - легко ускользнула от коварных камер Джеральдин Чаплин.

И, наконец, на дорожке появилась Хелен Миррен. Актриса величественно донесла себя до Никиты Сергеевича и, едва поздоровавшись с ним, попала в руки ведущих мероприятия: "Позвольте называть вас дорогая Елена Васильевна". Миррен (урожденная Елена Васильевна Миронова) милостиво кивнула – дозволяю. Несколько слов о том, что награду получают те, кто "упорно трудятся", и вот она уже в зале, где началась раздача призов.

Если точнее, награждать начали с утра, когда в кинотеатре "Художественный" Федерация киноклубов отметила призом и дипломом фильм "Подводное течение" Олафа Асгейрссона (Исландия) из конкурса "Перспективы" и картину "Елена" Андрея Звягинцева из Российской программы. Тогда же специальный диплом-упоминание "За органичное сочетание комического и серьезного, за нетривиальный поиск выразительных средств" был отдан фильму "Снежное дитя" Уты Арнинг (Германия-Япония). А спецдиплом по итогам регионального рейтинга киноклубов России получила польская картина "Иоанна" (Польша).

Но основные награды традиционно вручались вечером. В итоге приз за лучший документальный фильм ММКФ получила англо-американская картина режиссера Данфунга Дениса "В ад и обратно". Фильм об ушедшем на войну и вернувшемся в "обычный" мир парне мог бы стать гораздо сильнее, но режиссер обрубил все подобные линии. В конкурсе "Перспективы" награда заслуженно досталась литовскому начинающему режиссеру Саулюсу Друнга за его работу "Анархия в Жирмунае" (Литва).

И, наконец, жюри во главе с Чаплин, вышло для награждения работ основного конкурса. Лучшей актрисой фестиваля была названа талантливая польская актриса Урсула Грабовска, сыгравшая в фильме режиссера Феликса Фалька "Иоанна" (Польша). Ей могла противостоять лишь испанская актриса Кармен Маура из "Эскалации" (французская версия пьесы Людмилы Разумовской "Дорогая Елена Сергеевна"). Но так как фильм произвел негативное впечатление, о работе великолепной Мауры быстро забыли.

Если среди женщин намечалось хотя бы легкое противостояние, то в мужском царстве царило полнейшее обнуление: ни один фильм не предоставил мало-мальски интересного героя. Так что решение жюри наградить спящего старика из фильма "Волны" (Карлос Альварес-Новоа) зрителей оставило равнодушными. С большим успехом они приветствовали бы сербскую футбольную команду (фильм "Монтевидео – божественное видение") или творческий ансамбль фильма "Кеды".

"Серебряный Георгий" в номинации "Лучшая режиссура" ушел Вонг Чинг По за мрачный и жестокий фильм "Месть. История любви" (Китай–Гонконг). После чего Джеральдин Чаплин наградила специальным призом жюри российского режиссера Сергея Лобана, снявшего 4-часовой фильм "Шапито-шоу". И одновременно передала режиссеру свою визитку: "Вы мне позвоните, когда будете снимать следующий фильм, я готова у вас сниматься".

Жюри оставалось лишь объявить о том, что главный приз "Золотой Георгий" получил фильм "Волны" испанского режиссера Альберто Мораиса. С этим решением было довольно трудно согласиться: протяжное, занудное кино "ни о чем", могло получить награду в связи с перекрестным годом Россия-Испания. Вспоминаются, конечно, вечная привязанность к этой стране госпожи Чаплин, равно как и то, что она 11 лет была замужем за великим испанским режиссером Карлосом Саурой. Впрочем, поскольку явных знаковых фигур в этой гонке не было, можно позволить Джеральдин и такие маленькие слабости, как испанский фаворит. Простил ей их и Никита Сергеевич. Растрогавшийся от предчувствия близости расставания, он подхватил Чаплин на руки и донес до вниз по лестнице до кресел.

Конец церемонии ознаменовал выход волынщиков. Настало время открыть "секрет Полишинеля" – организаторы фестиваля пытались интриговать, кто получит приз имени Станиславского "Я верю!", который вручается за особые достижения в актерском искусстве. Но поскольку на Московский кинофестиваль "неожиданно" приехала Хелен Миррен, а фильмом-закрытием ММКФ была объявлена картина "Расплата" с ее участием, особой тайны не получилось.

Несмотря на это, сама церемония представления актрисы вышла на редкость достойно и продуманно. Не случайно именно волынщики возвестили выход Миррен. Актрисе, сыгравшей нескольких английских королев разных эпох, полагались и соответсвующие почести - королевские волынщики, всюду сопровождают королеву Елизавету II, даже на ее свадебном завтраке. Под музыку гендиректор Первого канала Константин Эрнст провозгласил со сцены: "Дамы и господа! Королева британской театральной сцены и мирового кинематографа, ее величество Хелен Миррен!". Зал стоял, пока актриса не отпустила "подданных" царственным "Прошу, садитесь".

Первую фразу свой благодарственной речи Миррен прочла по-русски, но продолжила на привычном английском: "Это невероятная награда, потому что история российского актерского мастерства – истинно мой театр: когда-то один из моих предков организовал крепостной театр в России. Я крепкая русская, всегда говорю, что моя нижняя половина – русская. И я уверена, что стала актрисой благодаря своей русской крови. Имя Станиславского необыкновенно важно для всех актеров - современная актерская школа создана им. Поэтому получить награду в той стране, где он жил, от моего народа - честь для меня. Я горжусь этой возможностью".

Затем Хелен Миррен напомнила, что привезла свой фильм "Расплата", показом которого и завершился 33-й Московский международный кинофестиваль.

Мария Свешникова, RUTV.ru
Фото Михаил Свешников