Новости

Сердца пустота

Состоялся показ обоих российских фильмов, вошедших в Основной конкурс 33-го Московского кинофестиваля. У фильма Сергея Лобана  "Шапито-шоу" главным недостатком стало отсутствие жесткого внешнего руководства - продюсера, который бы сократил картину вполовину. Николаю Хомерики, снявшему "Сердца бумеранг", придется отвечать по существу, по содержанию.

Пару лет назад Хомерики запустил в производство картину "Помощник машиниста", на выходе как раз и превратившуюся в "Сердца бумеранг". Когда-то, в 2005 году, он снял фильм "Вдвоем" (в коротком метре) - историю о больной матери. Сейчас на кону сердце ее сына (оттого и бумеранг). Костя (Александр Яценко) случайно узнает, что у него болезнь, от которой можно в любую минутe умереть. О том, что это сердечная болезнь, стоит прочитать в пресс-релизе, потому как в кино показывают лишь УЗИ – обследование, которое сегодня приходится на любой орган.

В свои 23 года Костя дослужился до помощника машиниста в метро. Понятно, что даже не будь страшного диагноза, его вряд ли ждет фантастическая карьера – он уже достиг потолка: изношенная двушка с мамой, работа безо всякой ответственности, жизнь без нее же. Ему не страшно и не больно – просто смертельно скучно и тоскливо. От нечего делать он, имея невесту, ходит по девкам. Иногда слушает рассказы матери о подземке. Обе - и мать, и подземка - ему осточертели. Пожалуй, перед смертью стоит познакомиться с отцом, которого Костя никогда не видел. Для этого парню придется самому стать пассажиром. На сей раз – поезда дальнего следования.

96 минут картины наполнены протяжных планов, темных туннелей, связок, депо метрополитена, бессвязных зарисовок о бессмысленных жизнях. Хомерики давно снимает по единому плану: 20 минут усыпляющих зрителя, чередуются с 5 минутами воплей, криков, шумовых эффектов. И снова в сон. Крупными планами только затылки. Впрочем, и остальными тоже. При кажущейся новизне, когда какой актер что примется делать (или что с ним будет происходить), можно предугадать до секунды.

Казалось бы, полный набор оригинальностей – черно-белый вариант, нарочитые провалы и такие же акценты, сюжет до сложности простой. Но стоит ли утверждать, будто  "Сердца бумеранг" фестивальный фильм – вопрос спорный. Еще важнее отсутствие смысла, это фильм не о внутренней пустоте, уничтожающей личность, он – сама пустота. Последнюю, к сожалению, автор картины не смог рассеять даже на пресс-конференции.

Объяснить основную идею фильма Николай решил так: "Когда понимаешь, что болен, весь мир видится иначе, даже поезда шумят по-другому. Я хотел, чтобы было скучно, скучно, скучно, потом смешно, а потом снова скучно".

- А почему вы снимаете то в московском, то в питерском метро?

- Деньги кончились. В Питере все намного дешевле. Оно до сих пор считается режимным объектом, и очень дорого и тяжело там снимать кино. А на перегоне "Полежаевской" (станция, которую обычно предоставляют для съемок кадров в московском метро) я снимать не хочу за дикие деньги. Почему мне нельзя снимать там, где я хочу?

- Как вы пришли к решению снять черно-белый вариант?

- Это больше соответствует замыслу. Парень умирает, а мы видим сегодняшний день так, как будто все было давно, лет 30 назад.

Пожалуй, самым серьезным можно считать ответ Хомерики на вопрос, по каким критериям его фильм был отобран в основной конкурс.

- Я считаю, что кино должно быть настоящим, серьезным, интеллектуальным, эвристическим, элитарным. Каким угодно. Но нельзя превращать его в пшик.

"Сердца бумеранг" – спорное по многим параметрам кино. Такое, о котором потом долго вспоминаешь с недоумением. Одно можно сказать наверняка – "Сердца бумеранг", очевидно, ждет долгая фестивальная жизнь.

Мария Свешникова, RUTV.ru 
Фото Михаил Свешников