Новости

Небеса обетованные

За 68 лет у режиссера Терренса Малика вышло 5 фильмов. На самом деле, сценариев-то он написал гораздо больше, но известно далеко не о каждом. Например, в режиссерском дебюте Джека Николсона "Он сказал: поехали!" и полицейском боевике Дона Сигела "Грязный Гарри" он даже не указан в титрах как сценарист. Хорошо, хотя бы, что Бодров-старший не забыл упомянуть Терренса как сценариста "Медвежьего поцелуя". И все же уточнить, сколько на самом деле сюжетов разработал Малик, нет никакой возможности: последние лет 20, а то и больше, он скрывается от прессы.

Не приехал в Канны представлять свой фильм, не позарился на награду – "Золотую пальмовую ветвь" за фильм "Древо жизни". Зато разработал подробные инструкции для киномехаников, которые будут показывать его фильм, с рекомендациями, как это правильно делать. Помимо технических указаний режиссер рекомендовал, чтобы свет в зале был полностью выключен еще до того, как начнется его картина. И, в общем, верно: стоит настроиться…

Чтобы позавидовать, как дружна семья О'Брайанов, поселившаяся в неприметном американском городке в середине прошлого века. Муж (Брэд Питт) – грубоватый, резкий, самодовольный, отчасти жестокий деспот, кажется, даже спит застегнутым на все пуговицы. Жена (Джессика Честейн) – эфемерное, возможно, эльфийского происхождения существо. И трое их детей: что тут скажешь – обычные мальчишки, не хуже, не лучше десятков тысяч других парней.

Парни быстро взрослеют – гораздо скорее, чем растет дерево, которое когда-то старший - Джек - с отцом посадили во дворе. И постепенно они начинают замечать, что не все так волшебно и безоблачно в их сказочном доме. Но если от маминых и папиных трудностей можно спрятаться в укрытии, есть еще и свои собственные проблемы, от которых некуда деваться. Так случается трагедия – один из сыновей погибает. Отныне каждый пойдет своим путем до тех пор, пока они не поймут, что в жизни главное и куда их вело Провидение.

История семьи будет показана урывками, в этом Малик большой специалист. Но для "Древа жизни" режиссер придумал большее – он вовлек семью в жизнь космоса, вселенной и – объединил их, сочетав личное и красоту Вечного. Извержение вулкана, рождение планеты, зарождение жизни, конец эпохи – все части мироздания получили право оказаться в пределах художественного полотна от Малика. На первый взгляд большинство этих "косвенных", отстраненных сцен имеют отношение к живописи или к поэзии. Но только благодаря тому, что они объединяют сюжет, через их глубину зритель поймет суть, оценит увиденное. Каждый - по-своему.

Малик дает возможность каждому почувствовать себя внутри фильма, ощутить близкое знакомство с его героями. Сначала Джек. Его жизнь - пособие для тех, кто быстро и безболезненно забыл, каково это - быть замкнутым подростком, которому кажется, будто "весь мир идет на тебя войной". Джек становится взрослым (Шон Пенн), не сумев преодолеть нравственный кризис. К счастью, его мучают воспоминания. К счастью потому, что их центром, ядром становится мать. Миссис О'Брайан - его путеводная звезда, символ безграничного терпения и мудрости. Она знает, когда сын ее обманывает, но ради того, чтобы Джек не сбился навсегда с пути, согласна страдать. Впрочем, при обманчивой хрупкости, она тверда, как камень, и на все готова ради своей семьи. Джессика Честейн - малоизвестная актриса с удивительной внешностью, так подходящей шекспировскому театру, пригодилась и Малику. Она воплотила тип женщин, которому завидуешь по-хорошему, потому что так хочется ею быть.

Брэду Питу, кажется, давно удается любая роль. Не продемонстрировать, а сыграть любовь к детям и заботу о семье, органично сочетающуюся с повадками павиана, - Питт проделал этот фокус мастерски. А уж когда к нему присоединился Шон Пенн, актерская игра превратилась в волшебство и магию. Вместе они объяснили, что значит быть частью семьи, как каждый связан с теми, кто еще жив и кого уже потеряли.

Благодаря Малику осознаешь, что Америка не имеет ничего общего с привычными штампами из жвачки и кока-колы, силикона и бездушных дельцов. Это страна со своими обычаями, культурой, высокими нравственными установками. Выросшими столь же стремительно, как и ее небоскребы, но запрятанными в маленьких городках ради того, чтобы Терренс Малик сумел высвободить их "Древо жизни" – фильм-переживание, дающий зрителю возможность задуматься о своем пути. О тех, кого любишь, об ответственности за них. Тех, кто видит по-настоящему, он меняет навсегда. Выбор за вами.

Мария Свешникова, RUTV.ru