Новости

Обнесенные "Оскаром": где логика?

Американская Киноакадемия объявила претендентов на свою кинопремию за 2010 год. Как всегда, списки вызвали бурное обсуждение. Особо пристальное внимание, по традиции, - актерским номинациям. Многие любители кино, как всегда, недосчитались в шорт-листах фамилий, которые, по их мнению, обязательно должны были там быть!  

Например, Гвинет Пэлтроу, которая весьма достойно сыграла в фильме "Любовь меня не предаст" (Country Strong). Казалось бы, роль кантри-певички-алкоголички – оскаровский "верняк". Ведь в Голливуде каждому известна статистика, согласно которой академики обычно не могут устоять перед:
• экранными алкоголиками и наркоманами (Николас Кейдж, "Покидая Лас-Вегас"; Элен Берстин, "Реквием по мечте");
• поющими драматическими актерами (Мишель Пфайффер, "Знаменитые братья Бэйкер"; Джефф Бриджес, "Сумасшедшее сердце");
• физически неполноценными персонажами (Дэниэл Дэй-Льюис, "Моя левая нога" (ДЦП); Холли Хантер, "Пианино" (немая);
• умственно неполноценными и просто психами (Дастин Хоффман, "Человек дождя"; Кэти Бэйтс, "Мизери");
• проститутками с золотым сердцем (Элизабет Шу, "Покидая Лас-Вегас"; Ким Бесингер, "Тайны Лос-Анджелеса");
• геями, лесбиянками и жертвами гомофобии (Том Хэнкс, "Филадельфия"; Джуди Денч, "Скандальный дневник"; Хилари Суонк, "Парни не плачут");
• биографиями реальных людей (Хелен Миррен, "Королева"; Джулия Робертс, "Эрин Брокович", Леонардо Ди Каприо, "Авиатор"; Уилл Смит, "Али");
• наставниками-вдохновителями (Рекс Харрисон, "Моя прекрасная леди"; Сандра Баллок, "Невидимая сторона"),
• а также актерами, изуродовавшими себя для роли (Рене Зельвегер, "Дневник Бриджит Джонс"; Джон Херт, "Человек-слон"),
• и актерами, уже получившими недавно статуэтку или отметившимися в очереди за ней (пресловутые 12 номинаций у Кэтрин Хэпберн и 14 - у Мерил Стрип; два "Оскара" подряд - в 1993 и 1994 годах - у Тома Хэнкса и т.д.).

Совокупность же сразу нескольких этих условий делает номинацию практически неизбежной. Решающим элементом для победы Николь Кидман за роль в фильме "Часы", где она сыграла душевнобольную писательницу Вирджинию Вульф, стал накладной нос. Героиня Марион Котийяр ("Жизнь в розовом цвете") – певица Эдит Пиаф, наркоманка и алкоголичка. Эдриан Броуди ("Пианист") исполнил роль польского музыканта Владислава Шпильмана и похудел для роли на 14 кг. Расселл Кроу в "Своем человеке" и "Играх разума" сыграл реальных ученых – химика и математика; в одном случае пришлось сильно поправиться, в другом – перевоплотиться в шизофреника. В итоге за три года у актера было две номинации и один "Оскар".

Нынешний год тоже не стал исключением из правил. Среди отмеченных актерских работ – известные все лица: британский монарх-заика Георг VI (Колин Ферт, "Король говорит"), основатель Facebook Марк Цукерберг (Джесси Айзенберг, "Социальная сеть") и оставшийся без руки герой-альпинист Арон Ралстон (Джеймс Франко, "127 часов"). А также наркоман (Кристиан Бэйл, "Боец"), похудевшая на 10 кг до полной дистрофии Натали Портман ("Черный лебедь") и безобразно раздавшаяся для роли Мишель Уильямс ("Голубой Валентин"), воинственная лесбиянка Аннетт Бенинг ("Дети в порядке") и уже имеющие по статуэтке Джефф Бриджес ("Железная хватка"), Хавьер Бардем ("Красота") и Николь Кидман ("Кроличья нора").

Однако иногда предсказуемость академиков все же дает сбой. Вот несколько примеров, когда, казалось бы, неминуемый "Оскар" ускользнул из уже протянутых за ним рук.

1. Роль в фильме "Солист" (2009) для актера Джейми Фокса была явной заявкой на второй "Оскар" (после реального, гениального и к тому же слепого "Рэя" (2004). Его бездомный, психически неуравновешенный бывший музыкант- виртуоз Натаниэль Айерс по всем статьям тянул на награду. Однако не получил ее – так же, как и Сэмюэл Л. Джексон за роль в "Клошаре" (2001), где он сыграл… бездомного, психически неуравновешенного (по крайней мере, выглядящего безумцем) бывшего музыканта-виртуоза Ромьюлуса. Что же не задалось у чернокожих актеров? Ведь они объединили оскароносную роль безумного музыканта- виртуоза от Джеффри Раша "Блеск" (1996) и номинированного на "Оскар" безумного бомжа Робина Уильямса в "Короле-рыбаке" (1991)!

2. В 1994 году Мэг Райан, которая полюбилась зрителям в романтических комедиях, решила, что она серьезная актриса. И нет лучше способа доказать это Академии, чем "запить" на экране. Однако на этот раз собратья по киноцеху не поверили духоподъемной истории об алкоголичке, излечившейся благодаря неземному терпению мужа ("Когда мужчина любит женщину"). Возможно, потому, что Мэг, лакая водку прямо из бутылки и отвешивая пощечину дочке, умудрялась оставаться в своей деградации кукольно-хорошенькой…

3. Спортивный фильм "Радио" (2003) основан на реальной истории об умственно отсталом футболисте, который под чутким руководством мудрого тренера поверил в себя и стал личностью. При этом у Кубы Гудинга-мл. уже был "Оскар" за роль… футболиста ("Джерри Магуайр"). Однако убедительно сыграть полудурка ему не удалось – не помогли даже накладные зубы. Хотя всего за два года до этого гениальный Шон Пенн был номинирован за роль одинокого отца-недоумка в фильме "Я – Сэм". Но даже он не получил тогда "Оскара".

4. С боем вырвав у Мишель Пфайффер и Мерил Стрип заглавную роль в мюзикле "Эвита" (1996), Мадонна решила повторить успех Сисси Спейсек ("Оскар" за кинобиографию певицы Лоретты Линн, "Дочь шахтера", 1980) и Анжелы Бассетт (номинация за изображение Тины Тернер в "При чем здесь любовь", 1993). И хотя драматические способности Мадонны были отмечены как один из немногих плюсов провальной картины, слезливая баллада "Don't Cry for Me, Argentina" не смогла растопить сердца голосующих.

5. Мускулистый и поджарый Джаред Лето для роли убийцы Джона Леннона в фильме "Глава 27" пошел по пути, проложенному когда-то Робертом Де Ниро в "Бешеном быке", и даже перещеголял его в самопожертвовании: честно набрал более 30 (!) кг, чтобы сравняться комплекцией с Марком Дэвидом Чапменом. Однако мучения, с которыми актер по окончании съемок сгонял вес, были напрасны. "Никогда больше такое с собой не сделаю, оно того не стоит!" – заявил Лето.

6. Мало кто из актеров так тщательно "окучивал" Академию, как Барбра Стрейзанд. Получив первую статуэтку за кинодебют – ураганную "Смешную девчонку" (1968), она потом выбирала роли явно с прицелом на повторение успеха и в 70-х стала обладательницей еще одного истуканчика и одной номинации. Роль в "Чокнутой" (1987) была во всех отношениях выигрышной: обвиненная в убийстве проститутка, которую могут объявить сумасшедшей. Взлохмаченные волосы и тюремная роба не помогли: за аналогичную роль в "Монстре" Шарлиз Терон получила "Оскар" лишь в 2004 году, но для этого она изуродовала себя до неузнаваемости, а ее героиня к тому же имела реальный прототип и лесбийские наклонности.

7. Еще один верный способ для актера убедить Киноакадемию в своем даровании – изобразить на экране акцент (к сожалению, дубляж лишает нас возможности оценить эту сторону таланта иностранных исполнителей). Непревзойденным мастером здесь считается Мерил Стрип: она получила "Оскар" за польский акцент ("Выбор Софи", 1982) и номинацию за итальянский ("Мосты округа Мэдисон", 1995). Однако в Голливуде "иностранным" считается даже произношение, отличное от калифорнийского. Будучи коренным нью-йоркцем, великий Ал Пачино удостоился заветного приза не за роли гангстеров и полицейских, а за роль южанина с тягучим выговором ("Запах женщины", 1992; помогло, конечно, и то, что герой слеп). А вот Джон Траволта в "Любовной лихорадке" (A Love Song for Bobby Long) не смог повторить успеха своей "Лихорадки субботнего вечера" (1977), за которую был номинирован, несмотря на то что в фильме 2004 года его герой – сильно пьющий южанин с огромным брюхом и редкими седыми волосенками. Не сработал южный акцент и у Брюса Уиллиса, который изменил боевикам с драмой "В стране" (1989) о ветеранах Вьетнама. В том же году другой уцелевший во Вьетнаме солдат – Том Круз – получил номинацию за фильм "Рожденный четвертого июля". Но опять же: его Рон Кович был героем невыдуманным и к тому же инвалидом.

8. Благодарная роль преподавателя, изменившего судьбу своих учеников, в случае, например, с Робином Уильямсом была оценена аж два раза: за "Общество мертвых поэтов" (1990) он был номинирован, а за "Умницу Уилла Хантинга" (1997) награжден "Оскаром". А вот Кевину Спейси роль в душещипательной драме "Заплати вперед" (2000) награды не принесла, несмотря на "бонус" в виде обожженного лица: уж больно откровенной манипуляцией чувствами зрителя грешил фильм о несчастном ребенке и учителе, которые вместе решили сделать этот мир добрее. Не помог даже относительно свежий "Оскар" Спейси за "Красоту по-американски"!

9. Роберт Де Ниро и Филип Сеймур Хоффман в фильме "Без изъяна" (1999) шли на "Оскар" дуэтом. Де Ниро сыграл откровенного гомофоба – бывшего копа, пораженного инсультом; Хоффман – готовящегося к операции по смене пола трансвестита, у которого его соседу пришлось брать уроки пения, чтобы восстановить речь. Их вынужденное общение искрит взаимной неприязнью и… предсказуемостью. Каждый из актеров - едва ли не лучший в своем поколении. Один к этому времени был уже двукратным обладателем золотой статуэтки, другой – в нескольких годах от своей первой награды за роль… гомосексуалиста Трумана Капоте. Однако "Без изъяна" оставил обоих мастеров даже без номинаций.

10. Но даже такое разочарование – ничто по сравнению с тем, во что вылилась погоня за призом для Фэй Данауэй. В фильме "Дорогая мамочка" (1981) о судьбе приемной дочери Джоан Кроуфорд актриса, казалось бы, собрала почти все необходимые компоненты успеха: реальный персонаж, безумие, алкоголизм и полученный пятью годами ранее первый после двух номинаций "Оскар". Но игра Данауэй оказалась такой яростной, такой "показушной", что превратилась в классический профессиональный китч. И если работы в "Бонни и Клайде", "Китайском квартале" и "Телесети" сделали из Фэй голливудскую звезду первой величины, то "Дорогая мамочка" отправила ее карьеру в пике: за этот фильм она получила вместо "Оскара" унизительную "Золотую малину", на которую номинировалась потом еще целых шесть раз - за малоинтересные роли в маловыразительных картинах, что стали ее уделом.

Мы не знаем, чем руководствовались американские киноакадемики, принимая решение в каждом из вышеперечисленных случаев. Можно лишь предположить, что всех упомянутых здесь "неудачников" объединяло одно: чрезмерное стремление понравиться, произвести впечатление, убедить всех в "оскаровском потенциале" своей игры. Возможно, все эти актеры слегка перегнули палку в своей расчетливости, выбирая вместо по-настоящему интересных и глубоких образов слепки с оскароносных ролей прошлых лет. Вероятно, чтобы в день "Х" ощутить в руках холодок и тяжесть заветной статуэтки, нужно не только честно выкладываться перед камерой, но и выкинуть мысли о золотом истуканчике из головы и сделать вид, что… не больно-то и хотелось! 

RUTV.ru по материалам Slate.com