Новости

Исторические киноляпы

Самый простой и увлекательный способ приобщиться к истории - посмотреть какой-нибудь исторический художественный фильм. Пышно костюмированная драма или напряженный боевик с неизменно "рельефными" и яркими героями имеют гораздо больше шансов воздействовать на ум и сердце, чем скучные строчки учебника истории. Вот только не надо забывать, что режиссеры часто не церемонятся с историческими фактами и выстраивают их сообразно собственному видению искусства, личному представлению о тех или иных событиях или коммерческому потенциалу киноленты. Примеры подобных манипуляций - в нашем обзоре.

"Гладиатор" / Gladiator (2000)

Эпопея Ридли Скотта с участием Расселла Кроу про эпоху правления императора Коммода в Древнем Риме не обошлась без исторических передергиваний во имя искусства. Коммод в исполнении Хоакина Феникса – вероломный, трусливый злодей, хотя на самом деле большую часть отведенного ему двенадцатилетнего срока он правил весьма разумно. Кроме того, он вовсе не убивал своего отца Марка Аврелия, чтобы занять его место – тот умер от ветрянки. Но это, конечно, выглядело бы в кадре не так захватывающе.

"Храброе сердце" / Braveheart (1995)

Фильм возглавляет список сомнительных уроков истории от Мела Гибсона и рассказывает о первой шотландской войне за независимость под предводительством Уильяма Уоллеса. Авторский взгляд на события допускает немало исторических несоответствий.  Во-первых, реальный Уильям Уоллес был благородного происхождения и с рождения носил титул сэра, так как принадлежал к рыцарству. Во-вторых, ошибка заключается уже в самом названии фильма. Храбрым сердцем традиционно именуют Роберта Брюса, который, к слову, никогда не предавал Уоллеса и не вставал на сторону англичан. Наконец, предполагаемое соблазнение Уоллесом принцессы Изабеллы, жены Эдуарда II, места в истории иметь не могло - ей в то время было всего три года.

"Перл Харбор" / Pearl Harbor (2001)

В трактовке режиссера Майкла Бэя история самого черного дня Америки превращается в глянцевый блокбастер, сдобренный глупым любовным треугольником и украшенный серией эффектных взрывов. Адмирала Киммела, по версии режиссера, атака японцев, произошедшая ранним утром, застала на поле для гольфа – это, разумеется, всего лишь странная фантазия. Гораздо более существенно упущение того факта, что японцы на самом деле за несколько часов до атаки предупредили о ней американцев, и лишь халатность последних привела к тому, что эта информация дошла до сведения госсекретаря спустя час после начала бомбардировки.

"Страсти Христовы" / The Passion Of The Christ (2004)

Мало кто не видел двухчасовой фильм Мела Гибсона, чрезвычайно натуралистично показывающий преимущественно физические страдания Иисуса перед распятием. В картине имеется множество расхождений с Евангелием, а изображение Понтия Пилата благообразным правителем, действовавшим из лучших побуждений, но оказавшимся рабом злобной толпы евреев, представляется несколько спорным. Историки, во всяком случае, чаще изображали его безжалостным диктатором, замучившим сотни своих сограждан.

"Апокалипсис" / Apocalypto (2006)

Да, Мел снова взялся за камеру. На этот раз в центре его внимания оказалась древняя цивилизация майя, сложную культуру которых мэтр уложил в два часа жесткого боевика. Майя показаны кровожадными дикарями, совершающими человеческие жертвоприношения своим богам. В действительности никаких доказательств существования подобного обряда у майя нет, а захват людей в плен мог произойти только во время войны. За скобками, между тем, осталось то, что майя обладали богатой и развитой культурой, живописание которой, вероятно, не получилось бы таким захватывающим.

"Последний самурай" / The Last Samurai (2001)

Действие происходит в конце XIX века. Том Круз играет американского солдата, завербованного японскими самураями для тренировки бойцов императорской армии в рамках проходившей тогда модернизации Японии по западному образцу. В те годы Япония действительно искала помощь извне для модернизации своей армии, но нашла ее преимущественно среди французов и голландцев, и в гораздо меньшей степени - среди американцев. И уж в последнюю очередь дисциплинированные и ответственные японцы выписали бы для помощи в совершенствовании собственной армии выпивающего сорокалетнего ветерана Гражданской войны .

"Неприкасаемые" / The Untouchables (1987)

Оскароносная криминальная сага Брайана Де Пальма рассказывает о борьбе правительственного агента Элиота Несса с мафиозным "королем" Аль Капоне в годы сухого закона в Чикаго. Элиот Несс действительно возглавил группу людей, созданную для свержения Капоне, но их деятельность ограничилась бесплодными попытками обвинить его в нарушении запрета на ввоз спиртного. Тем временем с их задачей успешно справился финансист Фрэнклин Дж. Уилсон, которому удалось "убрать" Капоне, подведя того под статью о неуплате налогов. Но Несс имел власть над прессой, так что все лавры достались ему. И, разумеется, фильм сняли по его, а не Уилсона, мемуарам.

"Робин Гуд" / Robin Hood (2010)

Очередное путешествие Расселла Кроу и Ридли Скотта по страницам истории. На этот раз их взоры обращаются к англо-французским конфликтам XII века. Робин Гуд, конечно, слишком мифическая фигура, чтобы озвучивать какие-либо претензии на его счет, но вот исторический контекст того времени показан с некоторыми вопиющими искажениями. Например, французский король Филип Август в фильме пытается вторгнуться в английские земли, хотя на самом деле его целью было возвращение французских земель, захваченных Англией. А после смерти Ричарда Львиное Сердце именно король Иоанн отправил английских захватчиков во Францию, а не наоборот. Французы же не были в Англии до 1216 года.

"Амадей" / Amadeus (1984)

Биографический фильм Милоша Формана о Моцарте, который большую часть ленты обдумывает предположение, что ослепленный завистью итальянский композитор Сальери готовит его убийство. На самом деле, черная зависть Сальери несколько надумана, ведь даже вдова Моцарта доверяла ему настолько, что поручила обучение собственного сына. Общепризнано, что история с отравлением была клеветой, придуманной в условиях конкуренции итальянской и немецкой музыкальных школ.

"Мемуары гейши" / Memoirs Of A Geisha (2005)

Действие происходит в довоенной Японии 30-х годов XX века. Картина рассказывает о пути молодой женщины от фактического рабства до становления гейшей. Существует множество претензий к деталям, данным в фильме, – от внешнего вида гейш до обрядов. Но в целом следует отметить явный и бесстыдный перегиб по части сексуальных вопросов, который особенно явно проявляется в изображении обряда взросления гейши – мидзуагэ. На самом деле, он представлял собой скорее символический ритуал посвящения, а не пробуждение сексуальности, как это показано в фильме. Но разве могла эта волнующая составляющая остаться в тени, когда за дело взялись голливудские мастера?

"Александр" / Alexander (2004)

Тяжеловесная и обширная биография Александра Македонского, охватившая все – от его сложных взаимоотношений с матерью до завоевания Персидской империи в 331 г. до н. э. Грандиозный финал фильма слегка переиначивает обстоятельства битвы на реке Гидасп, которая состоялась ночью на бесплодной равнине под проливным дождем, а не солнечным днем в лесу. Но чего не сделаешь ради красивого кадра? Кроме того, во время этой битвы Александр не был серьезно ранен – это произошло в том же году, но совсем в другом сражении.

"Падение "Черного Ястреба" /Black Hawk Down (2001)

Ридли Скотт экранизирует одноименную книгу Марка Боудена о сражении в Могадишо – военной операции США, предпринятой в 1993 году во время гражданской войны в Сомали, направленной на захват местного военачальника Мохаммеда Фараха Айдида. Главная претензия к фильму – утверждение, что американцы работали в Сомали в одиночку, тогда как сражение было предпринято совместно с малазийскими и пакистанскими войсками. Малазийский бригадный генерал Абдул Латиф-Ахмед, участвовавший в сражении в Могадишо, жаловался, что в фильме все лавры отданы американцам, а малазийцы представлены лишь "простыми водителями автобусов, которые их подвозят".

RUTV.ru по материалам Totalfilm.com