Новости

От "Райских яблочек" до "Вкуса граната"

На телеканале "Россия" - премьера многосерийного фильма Нонны Агаджановой "Вкус граната". Это своеобразная сказка о советской Золушке с элементами приключений и детектива, действие которой протекает на фоне российской и арабской жизни - в Костроме, Москве, а также в маленькой мусульманской стране Джанзур, появившейся на карте мира исключительно на время съемок сериала. Главную героиню Асю Рыбакову, выросшую в детдоме, ждут страстная любовь и предательство, встреча с арабскими шейхами и советскими дипломатами, дальние странствия и заточение, измены, преследования, пытки, похищение сына - в общем, мало не покажется.

Попробовать гранат на вкус нам предлагают создатели другого "вкусного" сериала "Райские яблочки. Жизнь продолжается" - Нонна Агаджанова и Анна Лобанова. По их словам, название ленты появилось благодаря красивой восточной притче о гранатах, которая звучит из уст главного героя, молодого шейха. Оказывается, на гранатовых деревьях могут одновременно распускаться цветы и зреть плоды, что символизирует сочетание, казалось бы, несочетаемых вещей - далекого и близкого, старости и молодости, Востока и Запада. Последнее очень важно для понимания заложенного в ленте смысла: отношения русской девушки и арабского принца на белом коне - не что иное, как попытка двух "крайностей" сойтись в одной точке.

Нонна Агаджанова (режиссер): "Сперва меня осенило название "Цвет граната". Очень оно мне нравилось, но казалось жутко знакомым. Наконец я вспомнила, что есть замечательный фильм Параджанова с таким названием. Я раскисла, но от граната я уже не могла отказаться, а вот цвет пришлось заменить вкусом".

Нонна Рафаэловна не приглашенный режиссер, озвучивающий чужие задумки, - ей принадлежит сама идея фильма, которая возникла в результате стольких совпадений, что их впору назвать мистическими. Затеяв съемки ленты на арабскую тематику, о Востоке, режиссер неожиданно для себя почувствовала, как поворачивается колесо судьбы – ни больше ни меньше. А произошел этот "поворот" в турецком городе Мардине, где летом шли основные съемки фильма.

Нонна Агаджанова: "Я чистокровная армянка. Мои предки, бабушки-дедушки - выходцы с турецкой территории, из Карса, где когда-то была знаменитая турецко-армянская резня. Выбирая место съемок, мы рассматривали несколько стран, и в последний момент совершенно случайно выбор пал на Турцию, на древний город Мардин, о котором я тогда ничего не знала. Самое забавное, когда я уехала из Мардина уже после выбора натуры, я неожиданно выяснила у своих родственников, что мои предки были именно из этого города! Ко всему прочему, у меня этот год юбилейный, 50 лет. И вот я, в свой юбилейный год, берусь за такую тематику, да еще попадаю на родину предков! Я бы никогда там не оказалась, если бы не затеяла съемки: это не курортная зона, это та Турция, которая нам совершенно неизвестна.

Впоследствии я шла по Турции, смотрела на древние стены, и думала, что мои бабушки-прабабушки видели их. И я думала, может, я сигнал получу, может, я зря все это затеяла? У меня же главный положительный герой – молодой арабский шейх, и я понимаю, что после просмотра фильма многие девушки по-другому посмотрят на арабских юношей. Я сомневалась: имею ли я на это право? И в одну из таких прогулок у меня возникло ощущение, что да, имею. Мои предки не сказали мне "нет", и это особенно радует. Но было еще одно совпадение. Окончание съемок попало на большой мусульманский праздник Рамадан, причем случайно - из-за многих нюансов их пришлось передвинуть сроки работы. И у нас возникло ощущение, что это тоже не просто так. Кино – это же магия, здесь все важно".

Бывали во время съемок и другие чудеса. Однажды, например, в ходе очень важной сцены, героиня говорит своему сыну: "Бог один для всех". И прямо на этой фразе в мусульманском городе, где несколько раз в день на улице кричит мулла, а христианских храмов почти нет, вдруг начинают бить колокола, чего до этого никто из съемочной группы ни разу не слышал! Надо ли говорить, что все участники съемочного процесса восприняли это происшествие как знак свыше?

Но не чудесами едиными живо кино. В первую очередь, это титанический труд, результат которого зависит от миллиона деталей – начиная с определения темы и заканчивая выбором актеров, костюмов для актеров и интерьеров для съемок. Здесь, судя по всему, с этим все в порядке. Все артисты наперебой говорят о том, что фильм обещает быть очень красивым – его снимали на такой натуре, в таких интерьерах и таких нарядах, что картинка просто не может не быть яркой и насыщенной и вряд ли разочарует самого взыскательного зрителя. Экстремальные условия, в которых шли съемки, к счастью, не сказались на качестве работы. Речь, в первую очередь о жаре, от которой группе досталось и в Москве, и в Мардине.

Алексей Шейнин: "Мы снимали на границе Турции с Сирией в 46-градусную жару, но она переносилась гораздо легче, чем в Москве, потому что там сухой воздух. В красивых замках с высоченными потолками и огромными залами снимали покои эмиров и шейхов. Должно получиться очень красивое кино. И, заметьте, с нормальными лицами. Нонна Агаджанова очень точно находит людей на роли. У нас в этом фильме такая команда! У Адомайтиса можно учиться! Сейчас в прибалтийских странах нет работы, и их звезды с удовольствием приезжают и снимаются у нас".

Любопытно, что на съемочной площадке фильма собрались актеры практически из всех бывших республик СССР. Россияне, украинцы, литовцы, латыши, казахи, белорусы… Достаточно сказать, что из 33 актеров, занятых в основных ролях, лишь 13 – граждане России. "У нас на площадке – маленький Советский Союз, - с гордостью говорит режиссер. – Судите сами: рядом играют Адомайтис и Цурило, Шейнин и Махмудов, Анищенко и Калныньш".

Главная женская роль досталась дебютантке Наталии Николаевой, выпускнице ВГИКа, ученице Игоря Ясуловича. И досталась не сразу, после долгих проб и мучительного ожидания.

Наталия Николаева: "Меня пригласили на знакомство с режиссером. Я до этого столько безуспешно ходила по кастингам… В общем, пришла без всякого энтузиазма. Когда надела скромное платьице, часики, мне сделали косичку, я сразу почувствовала себя Аськой! И мне так это понравилось! Потом было еще много проб. Я измучилась, пока ждала результата, очень переживала. И никому ни о чем не рассказывала, пока не подписала контракт, чтобы не разочароваться. А теперь меня все знакомые только Аськой и зовут".

Когда же наконец контракт был подписан, началось самое интересное. Для того чтобы лучше понимать свою героиню, рано оставшуюся сиротой, Наташа специально ездила в Обнинск, посетила детский дом, общалась с ребятами, детально продумала жизнь своей героини. "Пока я все об этом не узнала, я не успокоилась. Я придумала себе подробности ее жизни: как именно она попала в детдом, кто ее родители… А чтобы суметь передать чистоту, которая в ней есть, я смотрела старые фотографии, старые советские фильмы, которые когда-то тронули".  

Ради роли Наташе пришлось немного поправиться, но это не смутило актрису: "Я хотела, чтобы Ася была простой, русской девушкой, из народа, в нормальном теле, а то обилие модельных фигур на экранах уже порядком надоело. Она такая же, как и тысячи других девушек, только очень чистая сердцем, добрая, ранимая, открытая и непосредственная. И именно эти качества так привлекательны в ней, именно они влюбляют в себя всех мужчин".

Главного "злодея" фильма Шейха Надира, который пытается сначала отбить у своего племянника невесту, а потом крадет сынишку Аси, играет Юрий Цурило. И как играет! Он настолько входит в образ, что нагоняет страху на тех, кто рядом, не только по сценарию, но и на самом деле. Не специально, конечно, – просто уж больно суров и жесток его герой. 

Наталия Николаева: "Первые сцены с Юрием Цурило давались мне нелегко, я очень терялась, а это неправильно. Юрий смотрит – и буквально в тебя "залезает". В одной сцене я должна была дать ему отпор, но никак мне не удавалось сделать это убедительно. Нонна Рафаэловна мне кричала: "Аська, давай! Я с тобой! Дай ему отпор, покажи, кто главный!". Но лишь на третьем дубле я осмелела настолько, что смогла достойно ему противостоять".

Сам Юрий Цурило своего героя видит совсем иначе: "Я вообще считаю, что это лучшая роль в сериале. Я там разный. Про правителей все говорят, что они злодеи. А тут как в "Борисе Годунове": "Я отворил им житницы, я злато рассыпал им, я им сыскал работы - они ж меня, беснуясь, проклинали!". Он нормальный парень, но у него трагедия – нет наследника. Вот это его очень беспокоит. Бог ему сына не дает - одни девочки рождаются. А на Востоке, тем более для правителей, это очень важно. Так что когда вы посмотрите фильм, вы поймете, что я не злодей и делаю все правильно".

Людмила Хлобыстова, RUTV.ru