Новости

Московская сага

Когда-то у Александра Гордона было свое ток-шоу. И одну из программ он посвятил обсуждению странного поступка москвички. Она приютила у себя семью совершенно незнакомых ей людей, приехавших из бывшей братской республики к родственникам. Те принять беженцев отказались. Гости подвергли москвичку остракизму. Тогда Гордон попросил поднять руки коренных москвичей – среди гостей не оказалось ни единого. Со стажем в 15 лет не набралось и десяти человек: большая часть осуждавших успела пожить в столице не больше трех лет.

Такие странные ассоциации возникают отчего-то при просмотре фильма "Москва, я люблю тебя". Жанр городской ромком (романтическая комедия) в кино используется с незапамятных времен, да и принцип построения сюжета не нов – объединить несколько короткометражек в один фильм под единым названием. Но такие картины пользуются огромной популярностью, и как следствие продюсеры и режиссеры готовы использовать удачный опыт предшественников. А потому после фильма "Париж, я люблю тебя" вышел киноальманах "Нью-Йорк, я люблю тебя" и следом за ним - "Токио, я люблю тебя".

О каждом следующем фильме говорили, что он слабее предыдущего. Что лишь подогревало интерес к московской саге – неужели мы не справимся? Сначала говорили о 20 новеллах по 5 минут каждая, потом появилась версия, что короткометражек будет 18. И только накануне премьеры стало понятно, что создатели фильма утвердили 15 сюжетов, предупредив, что в некоторых кинотеатрах "Москва, я люблю тебя" выйдет в двух форматах. 

Но и 15 более чем достаточно. Мало того, что за последние 20 лет городской ромком в России разучились снимать бесповоротно, выдавая за него слезиво-умильные истории гламурных мальчиков и девочек, скуки ради снимающихся в кино. В результате никак не выбраться из липкой сахарной ваты, обволакивающей зрителя как в истории "Мosca, ti amo" режиссера Александра Касаткина, так и в новелле "Абонент не доступен" Олега Фомина.

Неприятно, но не так страшно и то, что большая часть режиссеров перепутала фильмы с клипами на тему "как снять недорого, но выдать за шикарный продукт". Можно даже пережить тот факт, что Алексей Голубев явно вымучивает "Таксиста", Иван Охлобыстин - "Настоящую жизнь", а Артем Михалков - "Работу". Отчего с приходом мигрени в голове начинает биться желание уйти из зала, не дожидаясь развязки.

Но главная трагедия фильма в том, что никто не потрудился изучить москвичей, показать уникальный московский уклад, найти укромные уголки столицы. Кажется, не было такой задачи и у куратора проекта Егора Кончаловского, иначе он должен был объяснить команде, чего ждет от каждого. В результате с разочарованием понимаешь, что события большей части новелл могли происходить в столице любой страны. По сути, даже в любом городе-миллионнике. Что сами сюжеты позаимствованы из классических работ - таких как, например, "Объект №1" или "Улыбка летней ночи". Что и режиссеры, и актеры едва терпят Москву.

Справедливости ради стоит перечислить запавшие в душу истории. Это короткометражки "Высотка" Ираклия Квирикадзе, "Письмо бабушке Уйне" Георгия Натансона и "Этюд в светлых тонах" Валерия Чигилинского. И отметить, что сценарист Охлобыстин оказался гораздо талантливее режиссер Охлобыстина, а потому фильм "Москвичи" рассмешит гораздо больше, чем заставит расчувствоваться "Настоящая жизнь".

Ну а заслуживает ли фильм "Москва, я люблю тебя" того, чтобы тратить на него время, решать каждому зрителю.

Мария Свешникова, RUTV.ru