Новости

Иван Грозный убивает своего сына

Жаль, что Иван III не смотрел кино. Не случилось в его пору синематографа. Зато расцвет творческих изысканий Зигмунда Фрейда пришелся на тот момент, когда Европа начала поклоняться Великому немому. Конечно, не факт, что любознательному профессору, специализировавшемуся на особых тонкостях психики, нравилось посещать кинотеатры. Но сомневаться не приходится - если бы он узнал о фильме "Компенсация" режиссера Веры Сторожевой, то обязательно нашел время на его просмотр.

Гоша Куценко оказался подлецом. Нет, это не обвинения в адрес артиста, но его герой – Сергей - самый стандартный типаж бизнесмена средних лет. Он вырос в глубинке. Затем армия, ПТУ. Женился на соседской девчонке, и у них появились две дочери. Но что-то перемкнуло в судьбе Сергея, и как-то раз он просто не вернулся домой. Уехав в Златоглавую, он вырос в собственных глазах, тем более что собственный бизнес это позволял. Потом женился на первой красавице, и у них родилась дочь. А жизнь стала похожа на сказку.

Сергей и думать бросил, что где-то в прошлой жизни у него была другая семья. Но брошенные любимым папой дочери Лена (Ирина Горбачева) и Кристина (Полина Куценко) не могли его забыть – у них попросту не случилось других воспоминаний. Цель была одна – отомстить отцу, заставить его вспомнить о себе. И ничего лучше не могли придумать девочки, чем похитить ради выкупа младшую, как и положено, любимую дочь Надю (Анфиса Медведева). Теперь биография папочки будет развиваться согласно чужому сценарию. Тем более что судьба-злодейка явно решила: пришла пора Сергею отвечать за прегрешения.

И было бы, наверное, интересно наблюдать за метаморфозами в сознании героя Гоши Куценко или за сюжетом, развивающимся согласно идеям режиссера, если бы оставалась хоть одна загадка через 10-15 минут от начала "Компенсации". Пожалуй, даже смерть Полины (родной дочери Гоши) в финале была столь очевидна, что старик Фрейд явно был бы в восторге. А царь Иоанн Васильевич рядом радостно потирал бы руки. Не случайно, попав на фестиваль российского кино "Окно в Европу" в Выборге, "Компенсация" не сумела войти в конкурсную программу, став всего лишь фильмом-октрытием. Даже намека на оригинальную составляющую нет в этой прямой, простой и пессимистичной работе Сторожевой.

Загадкой является только подбор основных актеров. Гоша Куценко уже давно, не притворяясь, играет Гошу Куценко. Любовь Толкалина (жена Сергея Ольга), видимо, никогда в глаза не видела ни одной гламурной девушки. Она, кажется, рассыпается, как плохо подогнанный конструктор "Лего" на отдельные кусочки: полупьяные мазки рук, нелепая прическа, с чужого плеча, но очень дорогое платье, однообразно-убогие истеричные реплики.

Трио дочерей привлекает и отталкивает одновременно. Безусловно, самой одаренной актрисой в этом компании является Полина. Она настолько хороша и обаятельна в своей непривлекательности, что отчего-то невольно веришь в искренность ее Кристины. Пожалуй, единственной из "сестер". Красотке Анфисе Медведевой настолько плохо даются крупные планы, что в самых ответственных сценах оператор просто снимал волосы девочки, лишь бы не губить момент. Самая ответственная роль досталась старшей сестре, которая вынуждена отвечать за любые злоключения и приключения. Ей приходится туго, особенно когда на нее налетает парень на мопеде.

Ушиб, перелом – какая разница – истощенный организм уходит в небытие, чтобы очнуться в другом мире. Там хор ангельских голосов поет "Реквием" Моцарта. На поверку выходит, что ангелы – любительский мужской хор, состоящий из негра, корейца, пары слесарей, трех таксистов. И это, очевидно, самый сильный момент фильма. Не от того, что режиссером задуман катарсис, переломный момент, слезы покаяния.

Сама того не подозревая, в эти полторы минуты Сторожева вместила реальную картину всей нашей жизни. Моцарт в затрапезном Доме культуры очень напоминает уроки менуэта в пионерском лагере, где детей кормили тухлой едой и не было душа, чтобы помыться. "Реквием", исполняемый на латыни людьми, не знающими и родного языка, как уцелевший островок надежды на лучшее.

Смотреть ли ради этого момента "Компенсацию" Веры Сторожевой, решать каждому лично.

Мария Свешникова, RUTV.ru