Новости

Аватар без аватара

21 февраля 2005 года состоялась премьера пилотной серии мультфильма "Аватар: Последний маг воздуха". За три сезона "Аватар" снискал бесконечную любовь зрителей и критиков. Его фанатская аудитория перевалила за 10 миллионов, выйдя за рамки 6-11-летней аудитории, на которую он был первоначально ориентирован. Успешный проект привлек внимание режиссера Маноджа Нелльятту Шьямалана, пребывавшего после "Таинственного леса" в очевидном творческом кризисе. Его картина 2006 года "Девушка из воды" получила разгромные отзывы и была номинирована на премию "Золотая малина" за худшую режиссуру. После чего с режиссером был расторгнут предварительный контракт на работу над фильмом "Гарри Поттер и Принц-полукровка".

Так что культовый мультфильм практически был обязан заинтересовать Шьямалана, судя по его лучшим работам "Шестое чувство", "Знаки", "Таинственный лес" обожающего приземленно-мистические истории. Правда, пока он раздумывал над экранизацией, выяснилось, что Джеймс Кэмерон давно выкупил права на использование слова "Аватар". Так что пришлось срочным образом искать название, которое могло бы потрафить взыскательным вкусам поклонников анимэ, одновременно учитывая важность значения этого слова в восточных религиях, на которых зиждется добрая часть задумки авторов сценария.

Дело в том, что санскритское слово "аватара" подразумевает нисхождение божества в более низкие сферы бытия с определенной целью. В индуизме Аватары – это формы Бога, сохраняющие в материальном мире духовную природу. Что как нельзя больше подходит мальчику Аангу – главному герою анимэ "Аватар" и фильма "Повелитель стихий". Аватар здесь – человек с подразумевающейся божественной сущностью. Он с одной стороны "последний из рода", с другой - его нельзя убить: Аватар воплотится в другом теле. Аанг обладает такими способностями, которые стандартным магам не под силу. Даже тем, кто, как злобный Народ Огня, стремится поработить остальные народы.

А ведь первоначально мир был поделен между четырьмя расами. Народ Огня, внешне чрезвычайно похожий на родных режиссеру выходцев из Индии. Царство Земли, явно произошедшее от монголоидной расы. Утонченные, как небожители, тибетцы, Воздушные кочевники. И бледнолицее Племя Воды, которому удалось отвоевать место лишь в вечных снегах Северного полюса. Последние сто лет Народ Огня, надеясь получить контроль над миром, ведет войну с тремя остальными стихиями. Для этого огнеметателям нужен Аватар. Но и те понимают, что Аватар пригодится в борьбе с захватчиками. Так, некоторую часть фильма (ту, что останется после долгого представления героев) Аанга будут перетягивать с одной стороны на другую. И никто не хочет задуматься над тем, что у мальчишки могут быть собственные планы и на свою жизнь и на то, каким должен быть мир во времена его аватарского правления.

Как кино "Повелитель стихий" обладает единственным неоспоримым достоинством – его действительно можно рекомендовать к семейному просмотру даже с маленькими детьми. Яркие магические ритуалы и богатые батальные сцены напрочь лишены кровавых подробностей, а "в кадре" нет ни одного трупа: даже самые отъявленные злодеи и негодяи будут наказаны вне пределов видимости.

В остальном раздражение вызывает навязчивое обилие даже самых миролюбивых восточных учений. Равно как очевидная пропаганда лайт-варианта буддизма и псевдовосточных единоборств, в основном заключающихся в нелепых всплескиваниях руками. Актерский состав – далекий от блестящего – даже не пытается играть, явно рассчитывая на богатые безупречные спецэффекты и непрерывную смену видеоряда.

А зритель-фанат анимэ и вовсе решит, что Шьямалан не видел мультфильма, настолько не соответствует мрачный зануда и эгоист Аанг в фильме своему улыбчивому и светлому прообразу. С другой стороны, если режиссер решил отказаться от пародии на мультфильм "Аватар" и снимал свою версию биографии Аанга по манге (японские комиксы) с мутно-серыми эскизами и текстом на развороте: "ШШШШШШ, ПЫХ, ТРАХ, ШМЯК", в его гениальности  сомневаться не приходится. Но, зная о бесславном финале преждевременно закрывшихся проектов "Золотой компас" и "Эрагон", о минимальных сборах фильмов по сказкам Льюиса о Нарнии, Шьямалану следовало бы быть аккуратнее с экранизацией фэнтези. "Аватар", лишенный аватара, рискует быть непонятым.

Словом, если вспомнить мораль басни Крылова "Квартет", можно назвать "Повелителя стихий" великим эпосом, настоящей легендой и самым ожидаемым фильмом года, но в сухом остатке выйдет детское кино. Конечно, и это немало, если только ты – не Шьямалан.

Мария Свешникова, RUTV.ru