Новости

Быть в соседах - быть в беседах

Леонардо – человек с тонким вкусом. Он профессиональный дизайнер, изобретающий чудо-стулья, которые пользуются большим спросом, местная знаменитость. Его окружают только прекрасные вещи, а живет он в доме, спроектированном Ле Корбюзье. И это не просто дом,  это - настоящий шедевр архитектуры.

Однажды тщательно выверенную гармонию его существования нарушает вопиющее происшествие: в соседнем доме рабочие устанавливают огромное уродливое окно прямо напротив его спальни. Страдает не только эстетическое чувство Леонардо – страдает попранное право на частную жизнь, и он бросается на его защиту. Тем более что сварливая жена уж точно не даст ему спустить все на тормозах. Так начинается аргентинская картина "Сосед" (El hombre de al lado), показанная в рамках 32-го Московского международного кинофестиваля.

Леонардо всеми доступными ему способами (а способов у него не очень много: как человек мягкий и интеллигентный он воздерживается от прямого конфликта) пытается уговорить соседа прекратить это безобразие. Но тот не идет на уступки - у него свои аргументы. Все, чего хочет Виктор, – лишь немного солнца в холодной и темной комнате. Ну и, конечно, он жаждет общения с соседями. Он ведь рубаха-парень и теперь, благодаря окну, всегда в курсе, чем именно занят Леонардо: работает или мирно дремлет за компьютером. Навязывая бедолаге свое общество, Виктор постепенно доводит того до белого каления. Неудивительно, что избавление от злосчастного окна становится для Леонардо просто-таки идеей фикс.

Темой противостояния аморфного буржуа и хамоватого работяги сюжет не исчерпывается. Дело в том, что Виктор на поверку оказывается не таким уж пропащим: во-первых, он неизменно терпелив и доброжелателен, во-вторых, он, как выясняется, опекает дядю-инвалида, ну и в-третьих, и у него есть творческая жилка. Конечно, его скульптура "Исток" в форме вагины, преподнесенная в дар соседу, невыразимо уродлива, зато перед дочерью Леонардо он разыгрывает настоящее представление. Надев на пальцы рук маленькие сапожки и соорудив из картонной коробки сцену, Виктор изображает балерину, танцующую в театре. И только это-то и заставляет улыбаться хмурую дочку дизайнера, которая с папой не разговаривает в принципе.

Почти до самого конца непонятно, кто в этом противостоянии прав, кто виноват: каждый защищает свои интересы, но каждый же изворачивается и лжет, лишь бы не отступать. Но однажды на дом Леонардо нападают вооруженные грабители, и Виктор, не раздумывая, бросается на помощь дочери соседа, чтобы… получить пулю в грудь. Леонардо же, вернувшись домой, вовсе не спешит вызвать ему скорую. И это позволяет ему под занавес триумфально избавиться от проклятого окна и снова обрести утраченную гармонию…

Проект Мариано Кона и Гастона Дюпрата на 26-м международном фестивале независимого кино "Санданс" получил приз за лучшую операторскую работу. На ММКФ лента попала в категорию "фильмов-сюрпризов" и была показана лишь однажды. Тот, кто ее видел, скорей всего, согласится, что сюрприз удался. Конечно, картину без особого ущерба для смысла можно было бы немного сократить – тогда все смотрелось бы куда динамичнее. Впрочем, наблюдая за поединком менталитетов, который выливается в череду весьма комичных сцен и диалогов, и размышляя о нашей изолированности друг от друга (а вы знаете, как зовут ваших соседей по лестничной клетке?), едва замечаешь, как 103 минуты подходят к концу…

Людмила Хлобыстова, RUTV.ru