Новости

Российские фильмы в мировой сотне лучших

Журнал Empire составил рейтинг ста лучших фильмов в истории мирового кинематографа, созданных не на английском языке. В список вошли и фильмы, давно ставшие классикой, и относительно новые работы наших современников. Нашлось место и для российских картин, о которых пойдет речь ниже. Но для начала посмотрим на первые строчки рейтинга.

Итак, лучшим фильмом мирового кино признана японская картина "Семь самураев" Акиры Куросавы. Яркие и незабываемые герои, созданные режиссером, мастерское сочетание зрелищности с тонкой прорисовкой образов, столкновение восточной и западной культур и непревзойденные до сих пор сцены сражений – все это обеспечивает фильму первое место в списке шедевров.

Следом за ним с мечтательной улыбкой идет одинокая чудачка "Амели". Мир просто не смог устоять перед обаянием героини Одри Тоту и ее способностью не просто верить в сказку, а создавать ее своими руками. Она научила даже самых заядлых скептиков видеть чудо, и с тем заняла свое заслуженное второе место.

А вот замыкает первую тройку российский шедевр "Броненосец Потемкин", который стабильно занимает почетные места во всех авторитетных кинорейтингах. Всего в сотню лучших фильмов по версии Empire вошли пять российских картин. Что же это за картины и чем они заслужили столь высокой оценки критиков?

3. Броненосец Потемкин
Режиссер: Сергей Эйзенштейн
Год выхода: 1925

Снятый к двадцатой годовщине революции 1905 года, этот немой фильм о мятеже моряков на борту могущественного броненосца "Потемкина" обеспечил Сергею Эйзенштейну и российскому кинематографу в целом видное место на карте мирового кино. В этой картине режиссер пренебрег всеми существовавшими на тот момент представлениями о технике монтажа и композиции и создал, по сути, свою собственную технику. Самые знаменитые кадры, демонстрирующие стихийный расстрел царскими войсками мирных граждан на Одесской лестнице, настолько сильны по воздействию на зрителя, что часто эти события принимаются за реальные. Этот эпизод по праву признан одним из величайших во всем мировом кино.

24. Иди и смотри
Режиссер: Элем Климов
Год выхода: 1985

Герой фильма, подросток по имени Флер (Алексей Кравченко), проходит сквозь ужасы истощенной войной Белоруссии. Фильм назван словами одного из  библейских стихов, предвещающего появление всадника, который будет "умерщвлять мечом и голодом, и мором и зверями земными".  Вполне подходящая подводка к фильму, рисующему мрачные картины с кружащими как ястребы бипланами, трупами, сложенными перед зданиями как дрова, нацистскими батальонами смерти, алчно обыскивающими деревни. Этот фильм перемещает зрителей прямо в ад и надолго оставляет там. Финальный кадр, показывающий состарившееся, с ввалившимися глазами лицо мальчика – это самое яркое выражение психологической гибели человека на войне.

68. Солярис
Режиссер: Андрей Тарковский
Год выхода: 1972

Место действия фильма - далекая планета Солярис, на которой обнаружены разумные океаны, способные материализовать образы из сознания людей. Скептически настроенный психолог Крис Кельвин пребывает сюда с исследовательской миссией и встречает свою покойную жену, созданную Океаном… Несмотря на то, что это самый выдающийся  фильм в жанре научной фантастики, Тарковского тут больше интересует философская составляющая и нравственная проблематика.

87. Андрей Рублев
Режиссер: Андрей Тарковский
Год выхода: 1966

В этой картине Андрей Тарковский представляет восемь эпизодов из жизни монаха и иконописца Андрея Рублева. Он странствует по феодальной Руси и наблюдает страшные картины ее бытия, что становится испытанием для его веры, заставляет отказаться от искусства и дать обет молчания. Наряду с мощной темой, ошеломительное впечатление производит и его визуальная составляющая: грандиозная сцена с татарами, обыскивающими собор, эпизод с отливом колокола и финальные кадры, в которых крупным планом в цвете демонстрируются дошедшие до наших дней иконы Андрея Рублева.

100. Ночной дозор
Режиссер: Тимур Бекмамбетов
Год выхода: 2004

Сумасшедший российский гений Тимур Бекмамбетов с шумом штурмовал мировые экраны со своим головокружительным фильмом о населенной ведьмами, оборотнями, вампирами и прочей нечистью Москве. Западные критики увидели в фильме смесь "Баффи", "Матрицы" и "Блэйда" - и эта смесь пришлась им по душе. "Невероятный зрительный ряд при ограниченном бюджете", "самое визуально насыщенное кино о супергероях за последнее десятилетие" - такими эпитетами награждает Empire этот фильм, отводя ему сотое место в списке лучших.

RUTV.ru по материалам Empireonline.com