Новости

На встречу со Сказкой

Теплый нетемный вечер накрыл Москву, а в самом центре столицы, в "Галерее на Солянке" великий сказитель Юрий Норштейн рассказывал быль о том, как создавалась "Сказка сказок". Именно это позднее время назначил Юрий Борисович, чтобы лично провести экскурсию для всех желающих. Выставка, посвященная 65-летию Победы в Великой Отечественной войне, называется "Большие глаза войны".

Мы как-то внезапно оказались на выставке, которую вел САМ… Он – волшебник, кудесник, сказочник. Не случайно и выставка о "Сказке сказок". Когда-то, в 1980 году, на экран кинотеатра "Россия" был выпущен фильм "Сказка сказок" (режиссер Юрий Норштейн, соавтор сценария Людмила Петрушевская). Его называют именно "фильмом", несмотря на то, что по жанру это - чистая анимация. Однако значительность и масштаб этого произведения сложно недооценить – 14 месяцев ежедневно шли показы при полном аншлаге.

Чуть позже Международная федерация киноведов и кинокритиков FIPRESCI присвоит "Сказке сказок" уникальный статус "лучшего анимационного фильма всех времен и народов". А главный герой "Сказки" - Волчок, - нарисованный Норштейном и его женой Франческой Ярбусовой, стал негласным символом памяти о войне. Тем самым, о котором не стоит громко кричать или слагать гимны. Тем, который тихо живет в сознании всякого человека, хоть раз увидевшего "Сказку сказок".

И вот небольшого росточка, всклокоченный седой человек стоит перед толпой замерших людей и терпеливо объясняет. Передать, как он рассказывает, погружает, поглощает, увлекает, невозможно. С сознанием происходят фантастические метаморфозы. И дело не в том, что художник щедро делится своим рисунками, эскизами, этюдами. Гораздо важнее его любовь к родным, к искусству, к людям – не нарочитая, не фальшивая, не показная. Она – настоящая: чуть закрытая, но мелькающая в глазах, в непродуманных выражениях, интонациях, жестах. В восприятии Норштейна впервые понятие "рефлексия" прозвучало в положительном контексте: он с уважением расскажет об этом качестве Людмилы Петрушевской, из которого выросла способность писать.

Переходить к следующему экспонату, от одной стены к другой стоит неспешно: мало того, что каждая работа подписана, экспозиция щедро украшена текстами, читать, постигать который – отдельное удовольствие. Во-первых, масса интересных сведений: биографических, рабочих, воспоминаний. А, во-вторых, наслаждаешься удивительным языком Юрия Борисовича, благодаря которому рассказанное им можно долго читать и осмысливать. А еще стоит обратить внимание на старинные телефонные аппараты по углам: поговорить по ним не удастся, зато, если поднять трубку можно услышать… объявление войны Левитаном, песни войны в оригинальном исполнении военных лет. И в новом исполнении, с новыми текстами.

Не случайно, по словам директора "Галереи на Солянке" Федора Павлова-Андреевича, во время "Ночи музеев" было такое столпотворение, что "Норштейна поставили на стремянку. И он целый час, не шелохнувшись, рассказывал об экспонатах". А рассказать есть о чем: если повезет, Юрий Борисович подведет вас к фигурам, улетающим в странных позах в небытие. Оказывается, для достижения пущего эффекта он заставил Франю (так Норштейн именует жену) рисовать поверх его собственного перевернутого портрета.

И таких секретов здесь – не перечесть: интерактивные инсталляции из фильма "Сказка сказок", историческая одежда военных времен и даже песни в исполнении главного героя выставки. Выставка "Большие глаза войны" – непередаваемая атмосфера духа, жизни, эпохи и самого Норштейна. А уж он-то знает: "В сущности, искусство не должно быть объяснимо".

Кстати, каждую пятницу выставка открыта до 23 часов, и каждый раз в 9 часов вечера экскурсию по выставке проводит директор "Галереи на Солянке" Федор Павлов-Андреевич. Тогда же проходят встречи из серии "На высоких стульях" с Юрием Норштейном. Ну а 9 июня поклонников "Сказки" и ее выдумщика ждет особая программа. После экскурсии, в  21.30, состоится благотворительный аукцион "Норштейну на "Шинель", который завершится  концертом Кабаре Людмилы Петрушевской.

Мария Свешникова, RUTV.ru