Новости

Из грязи в Канны

Фильм Ридли Скотта "Робин Гуд" стартовал в России сразу после того, как его показали в Каннах. В этом году самый известный кинофестиваль решил, что его престиж не пошатнется, если он слегка похулиганит, открывшись картиной о том, как англичане победили французов.

С другой стороны, не столь важно, как ощущает себя маститый кинофорум, потому что попасть туда непросто. А вот окунуться в атмосферу средневековой Англии по силам каждому, кто купит билет на "Робин Гуда". И вот уже невдалеке виднеется французский замок: его мечтает захватить король Ричард I (Дэнни Хьюстон). После крестовых походов ему явно не хватает средств, а честь короны обязывает раздать долги. Войско терпеливо сносит все тяготы многолетнего похода, месит грязь, живет впроголодь. Но самые честные молчать не в силах – среди них Робин  Лонгстрайд (Рассел Кроу), лучник Ричарда. Расплачиваться за бойкий язык придется жестоко – Робин с друзьями закован в колодки. Но, видимо, какой-то мягкий вариант, потому что друзьям, не прилагая ни малейшего усилия, легко удастся сбежать.

Тем временем враги по-быстрому убьют короля, тот, умирая, отдаст корону верному рыцарю Робину Локсли. Сэр рыцарь, в свою очередь, падет от рук двойного агента Франции и Англии готичненького вида Годфри (Макс Стронг). И тогда настанет звездный час лучника: получив корону из рук рыцаря, он станет обладателем счастливого билета на судно, которое доставит Лонгстрайда ровнехонько до матери Ричарда Элеоноры Аквитанской, поджидающей его в Лондоне.

Дальше всего-то и останется, что добраться до надела погибшего Локсли, согласиться занять его место в доме и в постели вдовы (Кейт Бланшетт), найти закопанную отцом Великую хартию вольностей, посеять поля, сплотить дворян, объединить крестьян, победить-таки французов… И намекнуть на то, что сиквелл не за горами – ведь это фильм всего-то и знакомит зрителей с тем, как Робин становится Гудом.

Все это великолепие уместится в два с половиной часа, после чего еще долго придется приходить в себя. А позже попытаться понять, удалось ли Ридли Скотту, утверждающему в каждом интервью, что он "любит и изучал историю", хотя бы один исторический факт представить правдоподобно.

Начнем с того, что Робин Гуд на самом деле жил в начале XIV века.  То есть вовсе не во время правления Ричарда I и Иоанна Безземельного, а в эпоху короля Эдуарда II, или даже позже. В одной из баллад, описывающих его приключения, упоминается королева Кэтрин, которую иногда отождествляют с Екатериной Арагонской, родившейся в конце XV века. Конечно, все прежние экранизации соотносят Робин Гуда с Ричардом, но виноват в этом исключительно Вальтер Скотт, приписавший лучника в романе "Айвенго" не той эпохе. Однако Ридли Скотт, утверждающий, что он снимет самую оригинальную версию, мог, по крайне мере, в этом быть точнее остальных режиссеров. Но, видимо, о правлении малопривлекательного Эдуарда, известного своими беспорядочными связями (за что он и был казнен), так и не выйдет ни одного фильма, кроме "Французской волчицы", снятой по одноименному роману Мориса Дрюона.

Было бы странно не упомянуть о том, что Ридли Скотт прочитал в какой-то неправильной книге биографию Ричарда Львиное Сердце. Дело в том, что король вовсе не погиб под стенами замка, где его действительно ранили. Скончался он спустя две недели на руках своей матери Элеоноры и жены Беренгарии и похоронен в аббатстве Фонтевро во Франции рядом со своим отцом. Допустим, долгая смерть боевику без надобности, жену режиссер вообще убрал за неинтересностью ее судьбы.

Неувязка получилась с Элеонорой Аквитанской. Эта удивительной красоты женщина подняла мятеж в Пуату против Генриха Плантагенета. Усобица длилась около двух лет. Верх взял Генрих, Элеонора попала в плен и провела следующие 16 лет в заточении. В 1189 году Ричард вернул матери свободу, и Элеонора уехала во Францию, чтобы провести последние годы жизни в бенедиктинском аббатстве Фонтевро. Где и скончалась в возрасте 82 лет, ни разу больше не побывав в Лондоне, в котором, по велению Ридли Скотта, она приняла корону из рук Робин Гуда.

Еще одна неувязка связана с леди Мэрион. В самых первых балладах, датированных XIV веком, о девах, поджидающих в лесах бравого лучника, не говорится ни слова. Но даже если предположить, что она-таки существовала, стоит представить замужнюю даму той эпохи. Во-первых, выход из дома с непокрытой головой можно приравнять к нарушению закона. Во-вторых, хотелось бы видеть того портного, который отважился придумать юбку-брюки для миледи. В-третьих, замуж в те годы выдавали в 10-14 лет. К 17 на девушку косились, в 20 она считалась старой девой, после 35 – старухой. Допустим, что Кейт Бланшетт выглядит моложе своего возраста, оговоримся: ее героиня рассказывает, что вышла замуж немолодой. Но даже при подобном раскладе ее леди Мэрион не подобает вести себя как деревенской молодухе. А чуть позже отправляться воевать наравне с мужчинами, но, видно, подвиг Жанны Д‘Арк не давал покоя.

Львиная доля фильма посвящена событиям, связанным с Великой хартией вольностей. Каждый, кто изучал историю, помнит, что ее подписание состоялось в 1215 году, то есть спустя 16 лет от смерти Ричарда, а не сразу после его гибели. За эти годы неудачная внешняя и внутренняя политика, жесткая налоговая политика Иоанна, сопровождавшаяся откровенным произволом, подвигла 1215 баронов, заручившихся поддержкой рыцарей горожан, на восстание. Под давлением "общественности" Иоанн Безземельный подписал (а не сжег, как в фильме) Хартию с обещаниями реформ. Вот только лидером восстания баронов был отнюдь не Робин Гуд (еще не родившийся к тому времени), а архиепископ Стефан Лэнгтон.

Словом, "Робин Гуд" Ридли Скотта очень напоминает "Предстояние" Никиты Михалкова в подходе к выбранному материалу. Настолько оригинальном, что всякий зритель найдет, что сказать о каждой картине, без риска повторить чужое мнение. Есть, правда, и разница: в то время как фильм-открытие в конкурс не попадает, "Предстояние" будет судить жюри. Его в этом году возглавляет Тим Бертон, которого Никита Сергеевич уже пригласил на грядущий Московский кинофестиваль как почетного гостя. Впрочем, это уже совсем другая история.

Мария Свешникова, Rutv.ru