Новости

Конечно, Вася!

Режиссер Жан-Пьер Жене ("Амели", "Долгая помолвка") решил взять паузу в работе с Одри Тоту. Странноватых героинь он  заменил не менее уникальными героями. Получилась социальная комедия "Неудачники" о жизненных перипетиях Базиля - французского Васи. Тем более что его история весьма поучительна для всех и каждого.

Бедный Базиль! Что ему только не пришлось вытерпеть. Сначала посреди марокканской пустыни взорвалась мина, от которой погиб его отец. Годы спустя у Базиля в голове застревает шальная пуля… Похоже, Базилю не очень-то везет с оружием. Первый случай сделал его сиротой, второй заставляет жить в ожидании неожиданной и мгновенной смерти.

Выписавшись из больницы, Базиль оказывается бездомным. На счастье он понадобился странной компании, обитающей в настоящей пещере Али Бабы. Их таланты и стремления удивительны и разнообразны. И теперь Ремингтон, Калькулятор, Фракасс, Кичман, Женщина-змея, Крошка Пит и Стряпня помогут многострадальному Васе найти силы для новой жизни. Но однажды, прогуливаясь между двух громадных зданий, Базиль узнает логотипы производителей оружия, которые были повинны во всех его несчастьях. Вместе с труппой эксцентричных друзей он решает отомстить.

На роль Базиля Жан-Пьер Жене пригласил удивительного актера Дэни Буна. Дэни Бун - его настоящее имя Даниэль Хамиду - родился в 1966 году на севере Франции. Он начал участвовать в комедийных телепостановках в девяностых годах, но известность ему принесли сольные комические номера и представления. Молодое поколение запомнило его по фильму "Астерикс на Олимпийских играх". Остальные приметили Буна в фильме "Мой лучший друг" с Даниэлем Отоем в главной роли. Но после комедии "Бобро поржаловать" его имя стало синонимом французской комедии, тем самым Дэни потеснил с Олимпа самого Луи де Фюнеса. А потом рассказал о режиссере Жене, работе с ним, его новой комедии "Неудачники" и окружающем мире.

- Дэни, ходят слухи, что вы прочли сценарий Жан-Пьера Жене и решили, что не хотите сниматься в фильме "Неудачники". Это правда?

- Безусловно, я был польщен тем, что Жан-Пьер позвонил мне и подумал о моей кандидатуре на роль Базиля. Мне всегда нравились его фильмы, и я знаю, что мои работы ему тоже нравятся: ведь он ходит на мои шоу последние лет пятнадцать. Но дело в том, что, прочитав сценарий, я не мог избавиться от мысли, что он был написан для Джамеля (француз марокканского происхождения Джамель Деббуз  - один из самых востребованных актеров Франции). В каждой сцене я представлял его, но не себя. Непросто мне далось представить себя в роли Базиля.
Ну а потом Жене предложил мне сделать пару кинопроб. Вроде как ни для какого-то конкретного фильма, а так просто, посмотреть. Умно! Мы встретились на студии, и все вышло, как нельзя лучше. Мне понравилось, как он меня одел, будто во что попало, как он мной режиссировал. И то, с каким удовольствием я произносил его реплики, позволяя вести меня в нужном направлении. Жан-Пьер мгновенно сделал черновой монтаж, показал мне, и я понял - в точку! Хоть мы и сделали все "на коленке", это уже был фильм Жене с Базилем. И я согласился. А еще Жан-Пьер решил немного изменить сценарий, чтобы герой совсем подходил мне.

- Вы сказали, что вам и всегда нравились фильмы Жене. Что вас "цепляло"?

- Его изобретательность, креативность, его замыслы. Во всех его работах чувствуется особенный стиль, оригинальность создаваемых им миров. Лишь немногие могут похвастаться подобным видением мира. Среди них Терри Гиллиам, Тим Бертон, Жак Тати. Жене - гениальный кинопроизводитель от бога, живущий в своем собственном мире, однако он весьма уязвим: в том, что он делает, всегда прослеживается детская непосредственность. У него неповторимый стиль съемок и режиссуры, а чувство формирования кадра просто поразительно. Все это я обнаружил, как только оказался на съемочной площадке: от меня лишь требовалось следить за камерой, и я уже был частью фильма Жене.

- Что вас привлекло в "Неудачниках"?

- Сложность сюжета, командные приключения и абсолютная непохожесть фильма совершенно на то, что можно обычно увидеть. Эту поэтическую и дикую сторону характера Жан-Пьера обнаруживаешь во всех его персонажах, у каждого из которых есть свой неповторимый особенный талант. Герои его фильмов незабываемы, отличаются силой характера и поэтическим отношением к жизни.

- Теперь, после окончания работы, вы поняли Базиля?

- Это взрослый человек, оставшийся ребенком на всю жизнь. Своего рода мужчина-младенец, потерявшийся в агрессивном, жестоком, опасном и очень современном мире. Меня растрогало, что, оказавшись бездомным, он случайно знакомится с компанией аутсайдеров, которые принимают его в свои ряды. Он очень трогателен, и в нем есть что-то от Чаплина.

- Что оказалось для вас самым сложным?

- Когда берешься за подобную роль, то самым сложным оказывается оставаться ей верным до конца. Но у Жан-Пьера талант получать от актеров то, что он хочет. Как режиссер он достаточно требователен, взыскателен и точно знает, чего хочет, но всегда открыт новым идеям, изобретениям и изысканиям, что делает работу с ним очень интересной, ведь это дает возможность обогатить персонаж. Свою роль дирижера оркестра он знает в совершенстве. Когда я играю, у меня появляются сомнения в том, как все получается. Я постоянно прошу сделать еще один дубль, добавить что-то. Но Жан-Пьер точно знает, чего хочет и что ему нравится. Поэтому он меня останавливает, что и помогает и обнадеживает. Это фантастическое чувство понимать, что становишься частью мира Жан-Пьера Жене.

- Что вас больше всего удивило в режиссерском подходе к вашему персонажу?

- Когда он побрил меня наголо! Хотя, опять-таки, мне нравится меняться. Когда он снимал определенные эпизоды с широким углом обзора, а он часто использует короткие фокусные расстояния, то постоянно говорил мне: "Получается здорово! Ты действительно выглядишь ужасно и будешь похож на уродца, но кадр получается фантастическим". И мне ничего не оставалось, кроме как самому себя успокаивать, повторяя, что я пребываю в мире Жене и все в порядке. И он оказался прав. Для такого фильма совершенно не важно, привлекателен ты или нет. Сложно бывает, когда во время съемок какой-нибудь эмоциональной сцены он оказывается одинаково требовательным и к композиции кадра и к самому актеру. Жан-Пьеру присуща детская изобретательность. Он искусный мастер, чье умение на самом высоком профессиональном уровне.

- Вы стали режиссером, решив снять фильм "Бобро поржаловать". Это отразилось на вашей работе артиста с другими режиссерами?

- Я стал терпимей. Хотя я и раньше был достаточно терпелив, сейчас же я просто лучше понимаю техническую сторону процесса. Мне больше не надо говорить, куда я должен смотреть. Теперь я на собственном опыте знаю, что, когда пишешь сценарий и делаешь фильм, то года полтора-два уходят на размышления и на подготовку. Прежде чем доходишь до самих съемок, наизусть знаешь всех героев и их реплики. Ведь ты работал над ними, перерабатывал, обдумывал, пропуская через всевозможные эмоциональные ступени, начиная от самой большой радости, какая только может быть, до полной депрессии. И когда в итоге ты начинаешь работу на съемочной площадке, то знаешь про фильм абсолютно все, в то время как актер продумывает лишь своего персонажа. Поэтому так важна спонтанность, и в интересах актера позволять режиссеру быть проводником, у которого за плечами уже два года работы над проектом.

- У вас есть ощущение, что вы привнесли немного своего мира в мир Жене?

- Скорее всего – да. Особенно через моего героя. По крайней мере, так говорит сам Жан-Пьер.

- Если бы вы могли оставить в памяти только один эпизод из съемок, что бы это было?

- Съемки последнего кадра в Марокко. У нас было крайне сложное движение камеры, время кончалось, куча статистов, а мы потратили целый день на то, чтобы подготовить съемочную площадку к съемкам. В итоге мы успели сделать кадр в самый последний момент, в ту самую минуту, когда садилось солнце. Сработали идеально, но все были на пределе. Момент был сказочный и настолько символичный! Вся пылкость натуры Жан-Пьера была налицо, показывая его способность доходить до конца, преодолевая себя и заставляя других преодолевать себя... Это был изматывающий опыт, но он великолепен!

Мария Свешникова RUTV.ru