Новости

Память смертная

Восемь лет понадобилось режиссеру Никите Михалкову на создание продолжения оскароносного фильма 1994 года "Утомленные солнцем". "Предстояние" - первая из двух частей, которыми закончится родовая сага истинного коммуниста, комдива Котова, ставшего в одночасье "врагом народа". Символично, что съемочный период картины длился, как и сама Великая война – четыре года. А по словам Никиты Сергеевича, показом этой картины "в России откроются торжественные мероприятия, посвященные празднованию 65-летия Победы в Великой Отечественной войне".

Первый фильм дилогии "Утомленные солнцем. Предстояние" посвящен событиям, произошедшим с Котовым (Никита Михалков) в первые два года войны. Согласно официальным документам он был расстрелян. Но случилось чудо, Котов уцелел и был отправлен на войну в штрафбате, которым командовал старлей (Евгений Миронов), четко осознававший свою задачу стать "пушечным мясом", но врага задержать. Лето и зима 41-го – самое непонятное, непостижимое военное время. Выжить в котором, казалось, невозможно и военному начальству. Но Котов остался невредим. Может быть,  его вела память смертная (жизнь с мыслью о том, что в любой момент можно предстать перед Богом). 

Либо сквозь испытания его провела вера дочери Нади (Надежда Михалкова) в то, что отец жив. В ее жизни тоже настала пора перемен: из рядовой пионерки в южном пионерском лагере Надя, пережив бомбежку баржи и издевательства фашистов, превращается в фронтовую медсестру. Но она готова на любые жертвы. События одновременно развиваются и в 1943 году, когда Митя Арсентьев (Олег Меньшиков) получает личный приказ Сталина разыскать Котова. От офицера "Смерша" (Сергей Маковецкий) ему удается узнать, что, скорее всего, бывший комдив оказался перед страшной немецкой Цитаделью. Там, уверен "смершевец", царит настоящий ад.

Коротко рассказать историю семьи Котова невозможно. Непросто ее понять и тем, кто не видел первой части. Здесь и интриги сталинского окружения, и предательство друзей, и страшное детское горе, замешанное на непоколебимой вере в отца. Вероятно от того Михалков принял решение вести рассказ через трех главных действующих лиц  - Котова, Митю и Надю. Правда, сейчас они смешались с обилием лиц и почти не выделяются в череде созданных портретов, еще не время. Это потом будет кино о семье.

Пока же на экране один главный герой. Имя ему 41 год. Здесь мелькают в хаосе первых дней войны уничтоженный в один присест бухгалтер Алексея Петренко, неумеха-сапер Евгения Стычкина, безногий священник-воин Сергея Гармаша, губошлеп белорус Дмитрия Дюжева, кичевая пустышка Марии Шукшиной. Михалков прорисовывает персонажей, даже мелькнувших в кадре на одну минуту, с такой же тщательностью, как Лермонтов выписывал Бородино: "Все промелькнули перед нами, все побывали тут". Их  яркие образы украшают фильм своим присутствием. А над непрерывностью массовой истерии, страшных ошибок, растерянности и обреченности царил в абсолютном спокойствии Сталин (Максим Суханов). От чего его царствование становится еще страшнее, одиознее, жестче. 

Михалков приблизил к современным людям войну на расстояние вытянутой руки. И внезапно отцы, деды, бабушки, проливавшие кровь в неведомых местах за давно канувшую в Лету страну, ожили. А их далекий непонятный подвиг превратился в насущную потребность каждого. Они жили, не думая о затасканном лозунге "защищать Родину до последней капли крови". Они просто делали это. Пожалуй, уникальность "Предстояния" в том, что Никита Сергеевич нашел возможность соединить голливудский рассказ с размахом советского батального кино, умножив все это на историю отдельных героев. Котов, Надя, Митя - они должны соединиться, их судьба ведет в одном направлении. И – внезапный разрыв на полуслове… Чтобы в октябре зритель оказался в "Цитадели".

Для чего же нам "Предстояние"? На этот вопрос лучше всех ответил сам Никита Сергеевич: "Предстояние" не фильм о победе, а кино о том, в каких условиях эта победа ковалась. Это попытка побудить молодых людей хотя бы на секунду представить себя на месте тех, кто сидел во время войны в холодных зимних окопах. Поэтому фильм получился довольно горький, но забывать о том, какой ценой нам удалось одолеть врага в годы Великой Отечественной войны, было бы просто преступно".

Мария Свешникова, RUTV.ru