Новости

"МУР" и его команда

Детективными сериалами про милицию сегодня никого не удивишь. Война, кажется, тоже уже показана во всех ракурсах и аспектах. А что если скрестить эти темы, приправить мелодраматическим сюжетом и пригласить на роли звезд? Именно таким рецептом решил воспользоваться режиссер Эльер Ишмухамедов при создании нового многосерийного фильма "МУР". Результат зрители канала "Россия" смогут оценить только в следующем году, но кое-какие подробности известны уже сегодня.

Итак, фильм "МУР" расскажет о работе Отдела по борьбе с бандитизмом Московского уголовного розыска в годы Великой Отечественной войны. Разгул бандитизма – явление для военных лет типичное. Происки фашистской Германии, активно внедрявшей своих агентов, относительная доступность оружия, общая нестабильность – все это благодатная почва для активизации преступного мира и бандитских группировок. Именно с этими явлениями были призваны бороться сотрудники ОББ МУРа, герои сериала.

Сюжет фильма основан на романах знаменитого писателя Эдуарда Хруцкого: "Комендантский час", "Тревожный август", "Приступить к ликвидации", "Страх" и "Четвертый эшелон". Однако есть и существенное отличие от первоисточника: как отмечают буквально все, с кем нам удалось поговорить о фильме, детективная линия здесь не главное. На первый план выходят личности героев, их характеры, судьбы, страсти, отношения. Вот что говорит по этому поводу режиссер Эльер Ишмухамедов: "Мне предложили два очень милых, чудных, славных продюсера Кузнецов и Попов эту тему. Я прочитал романы Хруцкого – такие советские романы, ничего особенного. Предложенный сценарий мне вообще не понравился. Потом они своей настырностью, своим обаянием как-то мне понравились. И я пригласил Агишева [Одельша Агишев – сценарист фильма "МУР". Прим. ред.], Агишев - своих учеников… Вот так и закрутилось: коллективные разговоры, беседы привели к созданию нескольких новых сценариев, отличных от романов Хруцкого. Если в романах Хруцкого на первом плане был событийный ряд, детективная хроника, то в нашей интерпретации на первый план выходит человеческий фактор, люди: чем они живут, какая у них личная жизнь".

Фильм разделен на пять блоков, каждый блок – один военный год и одна криминальная история, которую расследуют муровцы. При этом линии главных героев проходят через все пять блоков.

Центральная детективная линия построена на противостоянии начальника ОББ Данилова и его заклятого врага Прилуцкого, которых играют Михаил Ефремов и Александр Домогаров соответственно. История эта закручивается задолго до начала действия фильма, еще в 20-е годы, и проходит через весь фильм. Все пять отдельных историй так или иначе связаны с этой центральной линией и с личностью Прилуцкого.

До сих пор Домогаров играл преимущественно роли положительных героев, тем и прославился (в особенности у женской аудитории). Приглашение его на роль главного злодея – ход, конечно, нестандартный, но, кажется, весьма удачный. Думается, что тут он рискует снискать себе еще большую славу: обаяние зла в союзе с обаянием Домогарова должно дать сильный эффект. Тем более что, по уверению режиссера, отрицательные герои будут раскрашены не одной только черной краской.

Эльер Ишмухамедов: "Мы хотим понять и отрицательных персонажей, рассматриваем их не так, как раньше рассматривали: если отрицательный, то мазать грязью. Мы пытаемся найти в них что-то человеческое, чтобы зритель сам потом понял, как, почему это произошло. Мы относимся с пониманием, не так идеологично, не так тенденциозно, как раньше у нас было: если враг - он должен сидеть в тюрьме. Здесь без категоричности. Разные люди, разные характеры".

Противовес Прилуцкому-Домогарову – следователь Данилов в исполнении Михаила Ефремова. Переживать за успех этого образа тоже не приходится – талант и харизма Ефремова делают свое дело всегда безупречно: любой герой в его исполнении становится объемным и ярким. По задумке авторов, Данилов не просто положительный герой. Он сложен и значим. Сегодня – никто не будет с этим спорить – нам не хватает героев, настоящих людей, достойных примеров для подражания. В век фаст-фуда и быстрых темпов и героев нам подают соответствующих – "быстрорастворимых", причем растворяются они в нашем сознании без следа. И это в лучшем случае. Под разными соусами хорошо идут и другие "герои нашего времени" - беспринципные циники, у которых главная ценность – ловкость рук и чтобы все было "шито-крыто". Данилов – герой совсем другого порядка, носитель полузабытых уже ценностей, честный, бескомпромиссный, мужественный. Живя в сложном времени, в сложных обстоятельствах, он, интеллигентный, образованный, вынужден уживаться с окружающей его грязью и сохранять при этом лицо. Ни это время, ни обстоятельства не ломают его характер, его нравственный стержень.

Татьяна Лаврентьева (редактор проекта): "Авторы четко ставили себе задачу именно показать характер настоящего мужчины, настоящего героя. Не хватает этого. Это было самое важное – показать не лубочного героя, который бегает с красным знаменем, а Человека. Да, у него есть какие-то свои минусы, да, он где-то ошибается, да, может быть, ему трудно принимать какие-то решения – ну так за этим же и интересно следить! Как человек делает свое дело, несмотря на дикое количество препятствий".

Другие ключевые роли в фильме исполняют не менее именитые актеры: Елизавета Боярская, Иван Стебунов, Марина Александрова, Игорь Скляр, Владимир Гостюхин, Игорь Лифанов. Такой убедительный актерский состав не оставляет сомнений – кино должно получиться качественное. Тем более что взялась за его реализацию студия "Дед Мороз" во главе с продюсерами Евгением Поповым и Алексеем Кузнецовым, которые уже подарили нам фильмы "Ликвидация" и "Исаев". Это ли не залог успеха?

Отдельно стоит сказать и о режиссере, Эльере Ишмухамедове. В советские годы он снимал тонкое, лиричное кино ("Нежность", "Влюбленные", "Птицы наших надежд", "Какие наши годы!", "Прощай, зелень лета…"), 90-е стали для него временем затишья, а в 2000-е – новый подъем (фильмы "Наследницы", "Ангел на дорогах", "Невеста" и др.)

Все последние фильмы режиссера ("Свет мой", "О тебе", "Катя", "Дольше века") – о военном времени. Причем в центре – истории простых людей, в чью мирную, спокойную жизнь неумолимо врывается война. Так что режиссер уже основательно поднаторел в военной тематике. Хотя "МУР" жанрово все-таки несколько отличается от предыдущих работ режиссера, здесь присутствует характерная для всех его фильмов черта: внимание к человеку, психологизм. Схематичность, условность персонажей, свойственная детективам – не про эту картину.

Эльер Ишмухамедов: "Там у всех героев биографии прочерчены, это персонажи с человеческим лицом. Тут экшен идет на второй план, на первый план выходят психологические моменты, обрисовка. Я думал, а стоит ли делать? Вот так придете домой, включите телевизор – и везде выскакивают детективы, везде кто-то кого-то ловит, в кого-то стреляет, кого-то допрашивает. Но это смотреть скучно, неинтересно, мне кажется. Поэтому сам процесс расследования, поиска – он у нас идет на второй план. На первом плане люди: а кто расследует, а кто догоняет, а как он выглядит, а что у него в глазах, а что у него в личной жизни – что он за человек? Надежда только на это. Если нам это удастся, то я надеюсь, что зритель скажет, что эта картина несколько выделяется".

Но то, что картина выделяется, можно с уверенностью сказать уже сейчас. Выделяется она хотя бы стремлением авторов сделать кино непохожее, несколько сложнее запросов непритязательной массовой аудитории, не просто развлечение на вечер, а вдумчивое, с идеей, со смыслом. А профессионализм проверенной не раз команды проекта и актерского состава дает нам не самые призрачные надежды на успешную реализацию задуманного.

Элина Захарян, Russia.tv